Как вам удалось создать обоснованную реальность с помощью производственного дизайна для этого фильма?
Во-первых, я чувствовал себя обязанным перед книгой, которая была так прекрасно написана. Было ясно, что автор, Нобелевский лауреат Дж.м. Кутзее, использует язык с большой осторожностью и обманчивой простотой. Ему удается вести самые сложные разговоры и обсуждать философию и эмоции в рамках ограниченного набора слов. Одной из моих задач было донести эту простоту до экрана. Это было моим первым соображением, когда дело дошло до города магистрата. Для начала нам нужно было создать безымянный Доминион на краю неизвестной, но реалистичной империи, чтобы зрители поверили, что мы находимся на краю огромной пустыни в середине нигде в неопределенной эпохе или времени (хотя действие происходит, грубо говоря, в первой половине девятнадцатого века).
С точки зрения установления обоснованной реальности то, что я решил сделать вместе с художником по костюмам Карло Поджиоли, состояло в том, чтобы не слишком усложнять вещи. Эта реальность, для нас, была основана на этом безымянном месте, которое империя почти забыла. Я хотел создать крепость, которая имела бы силу и выглядела способной справиться с штормовой погодой, а также отразить все границы, в то время как с точки зрения дизайна я упростил все архитектурные линии. В простоте была сила.
Что касается форта с эстетической точки зрения, были ли какие-либо исследования, которые вы провели до установления каких-либо вариантов дизайна?
Я смутно припоминал те старые форты из фильмов тридцатых и сороковых годов с Дугласом Фэрбенксом-младшим, но мое внутреннее исследование было связано со светом. Я стал одержим тем, как свет будет проникать в эти декорации. Частично сотрудничая с кинематографистом Крисом Менгесом (лауреатом премии "Оскар" за "миссию" и "Поля смерти"), который должен был довести процесс до конца, как только строительные работы будут закончены, моя одержимость распространилась на отделку и текстуру с точки зрения того, как свет из окон, масляных ламп и свечей взаимодействовал независимо с каждым набором или местом. Таким образом, мои исследования расширились и включили в себя масляные картины девятнадцатого века и изучение роскошных снимков, сделанных удивительными фотографами всех периодов. Моим главным намерением во всем этом было собрать информацию для применения света, тем самым позволив декорациям привнести дополнительную глубину в персонажей и в фильм.
С точки зрения персонажа существует особый класс как этики, так и поведения. Как вы сделали эти различия между ними через дизайн производства?
Полковник Джолл (Джонни Депп) прибывает в город с очень небольшим количеством вещей, и у него было мало возможностей воплотить это в жизнь помимо того, что было в сценарии. Однако магистрат (сэр Марк Райлэнс), напротив, чрезвычайно многослойен и довольно одержим, особенно своими археологическими находками. Он историк и собиратель, который собирает и изучает артефакты, а также изучает людей. Когда полковник Джолл приезжает, он, очевидно, не интересуется страстями магистрата, так что главным образом Карло через костюм влиял на их характеры больше, чем я. Однако мне нравится думать, что сам город был персонажем в своем собственном праве.
Я действительно поощрял использование солнцезащитных очков в связи с полковником Джоллом, которые упоминаются в сценарии, а также в книге. Режиссер Чиро Гуэрра одобрил мои первоначальные наброски, и я снова почувствовал, что они должны быть в лучшем случае рудиментарными. Это солнцезащитные очки первого поколения, которые, по моему мнению, должны быть изготовлены из медной проволоки, а также не быть ни слишком круглыми, ни слишком квадратными. Кинематографист Крис Менгес ввел тип стекла, из которого формировались линзы. Мы закончили с тремя различными версиями, каждая из которых была сделана с учетом его различных требований к освещению. Есть также хвастливая палка и медный молоток, первый из которых я подарил Джонни в его первое утро стрельбы, которую он очень любил. Есть также старый Марракешский экипаж такси, запряженный лошадьми, который мы купили, и я разделся до шасси и перестроил по своему проекту в экипаж полковника Джолла, который вы видите на пленке. Это был интересный проект сам по себе.
Для меня очки и чванливая палка являются неотъемлемой частью персонажа, потому что они придают полковнику Джоллу некоторую жесткость, а также удваиваются как дополнительный барьер для аудитории.
Я думаю, что они оба обладают определенной утонченностью, и нет никаких сомнений в том, что они помогли Джонни изобразить характер с элегантностью. Тем не менее, благодаря этой характеристике он отбросил полковника Джолла назад к абсолютной кости, сделав любые дополнительные театральные завитушки, такие как его очки или палка чванства, вещами, которые абсолютно смакуют.
Тематически фильм исследует стремление человечества к прогрессу перед лицом традиций. В какой мере эти темы рассматривались в процессе творчества?
Я думаю, что фильм сводится к перспективе, и в конечном счете это то, что было захватывающим для меня. Судья явно интеллектуал, благородный, добрый и достойный. Он управляет этим городом уже много лет и явно заодно с его жителями. Вы получаете ощущение, через его взаимодействия, что у него было несколько отношений, но кажется, что эти личные связи никогда не длились очень долго с каким-либо одним человеком. Что касается полковника и судьи, то поразительно, насколько эти два персонажа диаметрально противоположны. Редко когда на экране появлялись два столь противоположных персонажа. Я думаю, из них получаются очаровательные герои.
Несмотря на то, что он использовал ужасные, варварские, средневековые методы, чтобы раскрыть “правду”, вопрос о том, являются ли мнения полковника Джолла менее обоснованными по сравнению с мнением магистрата, абсолютно движет этим фильмом. В конечном счете, вопрос заключается в том, независимо ли Варвары подняли восстание, или они были спровоцированы полковником Джоллом? Вы также должны задаться вопросом, Какую роль девушка могла сыграть в провоцировании восстания своего народа в результате ее сообщения о том, что происходило в городе. Мне тоже нравится этот ракурс.
Я думаю, что это должен быть аспект номер один, который фильм выбирает для изучения по книге, где варвары не появляются. В этом отношении "ожидание варваров" похоже на "ожидание Годо" Сэмюэля Беккета, поскольку Годо тоже никогда не появляется. Мне посчастливилось сказать, что мистер Кутзи стал хорошим другом в процессе создания фильма, но даже сейчас я не уверен, что знаю его точку зрения относительно того, хотел ли он, чтобы экранизация его истории закончилась восстанием варваров, или это была конструкция видения продюсера Майкла Фитцджеральда и режиссера Сиро Гуэрры.
Это главное, что нужно убрать из фильма: дебаты о различиях между этими двумя людьми, магистратом и полковником Джоллом, с точки зрения их индивидуальной человечности и подхода к человеческой природе и авторитету. Похоже, что город вернется к нормальному состоянию магистрата, как только солдаты уйдут, пока не прозвучит горн, возвещающий о приближении варваров. Если бы я встал на одну сторону с точки зрения характера, то, конечно, встал бы на сторону магистрата. Мысль о более бесчеловечном подходе полковника Джолла несколько непривлекательна, но это делает увлекательную кинематографическую дуэль, не так ли?
Должен добавить, если позволите, что именно продюсер Майкл Фицджеральд приобрел права на книгу около двадцати пяти лет назад и первоначально пытался сделать фильм с легендарным Джоном боксом в качестве его продюсера. Джон получил "Оскар" за работу над "Лоуренсом Аравийским", "Доктором Живаго", "Оливером"! и Николас, и Александра. Для меня было честью, что Майкл пригласил меня все эти годы спустя занять его место.
Каковы, по-вашему, различия между работой над большими палаточными постановками, такими как "Гладиатор", и меньшими постановками, сделавшими и то, и другое?
Из крупных кинематографистов, с которыми я имел удовольствие работать, включая Оливера Стоуна, Джеймса Камерона, Майкла Чимино и братьев Скотт, каждый имеет свою индивидуальность. Что вы научитесь делать быстро, так это приспосабливаться к их требованиям. Все начинается со сценария. Что касается ожидания варваров, то мне прислали сценарий, и я просто увидел имя Дж.м. Кутзее, прочитал его и, честно говоря, влюбился в него. Впоследствии эта книга стала для меня чем-то вроде Библии, открывая себя для неустанных исследований и информируя обо всех или многих моих творческих решениях. Они включали в себя такие литературные жемчужины, как мозаика рыб в пустыне, которой не было в сценарии. Это был приятный штрих, подумал я, и мне было приятно включить его в дизайн.
Что касается палаточного шеста и небольших фильмов, то я думаю, что работать над ними-одно удовольствие. В некоторых случаях небольшие фильмы оказываются столь же полезными. Например, мне нравилось создавать ранние фильмы Шейна Медоу "комната для Ромео Брасса" и "однажды в Мидленде". Я люблю их все, большие фильмы и маленькие, и работа на телевидении-это совершенно другая задача, опять же для кинопроизводства всех видов.
Какие еще факторы, по вашему мнению, влияют на размер производства?
Я думаю, что временные рамки явно являются частью этого, так же, как и бюджет. На «Гладиаторе» я помню, как летел обратно из Италии, где один из продюсеров, оскароносный Бранко Лустиг, сопровождал меня в Rancati, большой бутик в Риме. Я выбрал свои римские артефакты, и мы прикидывали, сколько будет стоить их аренда на время съемок. Мой бюджет на этот фильм был огромен, но этого недостаточно! Я предложил делать большую часть моей мебели и одежды в Индии, и он согласился: это сэкономило состояние! Я подозреваю, что Ридли понравилось бы шесть колесниц с четырьмя лошадьми в каждой, но ему пришлось довольствоваться четырьмя колесницами с двумя лошадьми в каждой. Меня поражает мысль о том, чего Джеймс Кэмерон и художник-постановщик Питер Ламонт, мой старый друг и наставник из «Чужих» и трех фильмов о Бонде, достигли на «Титанике». Основной комплект корабля был на много футов короче оригинала.
Как вы думаете, если бы у них было еще больше денег, они бы построили все это?
Дело в том, что они пошли на компромисс, как и Ридли со своими колесницами, как и я со своим костюмом на Гладиаторе, но заметил ли кто-нибудь? Я в этом сомневаюсь. Как и во всех сферах жизни, иногда вы учитесь идти на компромисс, надеясь при этом оставаться верным своим принципам. Иногда компромиссы приводят к еще большим достижениям, чем вы вначале могли себе представить.
В случае с «В ожидании варваров» бюджет был минимальным, и у меня было двенадцать недель на подготовку, что оказалось самой сложной задачей. Я был напуган, но также очень вдохновлен перспективой и страстью Майкла, общим видением Чиро, книгой и сценарием мистера Кутзи, и я просто принял вызов обеими руками и ногами! Большую часть мебели в этом фильме я снова привез из Индии за четыре дня поездки. Я наполнил четыре сорока футовых контейнера, которые затем отправили в Марокко. Это спасло состояние, и все выглядело, как мне кажется, довольно красиво.
Говоря об оформлении декораций, одним из моих первых решений вскоре после присоединения к фильму было обратиться к Майклу Фицджеральду и предложить мне стать декоратором для себя, что имело смысл. Он согласился. Это сэкономило мне много времени, поскольку мне пришлось объяснять бриф кому-то еще, эффективно объединяя работу художника-постановщика и декоратора в одно целое, и опять же, это сэкономило много денег. Каждый фильм индивидуален, будь то «В ожидании варваров» или «12 обезьян», или «Гладиатор», или «Бонд», или «Джон Кеннеди», или «Водитель мисс Дейзи», и он всегда начинается со сценария. Мне понравился каждый аспект «Ожидания варваров», работать над ним от начала до конца было огромным удовольствием.
Если бы вы могли дать себе один совет, когда начинали, что бы это было?
Первой работой, которую я получил после окончания школы, была работа Майкла Виннера над фильмом «Большой сон». Майкл создал более изрядную долю крылатых фраз, но по крайней мере одна из них мне очень дорога: «Работа в команде - это много людей, которые делают то, что я говорю!». Истеричный! Есть одно слово, которое я обязательно ищу при собеседовании с людьми при поиске работы, - это «энтузиазм». Когда Майкл меня нанял, он искал во мне энтузиазма. Короче говоря, я обычно нанимаю людей, которые выражают искренний энтузиазм в своих интервью. Больше всего я хочу получать удовольствие от чьей-либо компании и видеть, что он с энтузиазмом относится к тому, что мы делаем. Талант - полезное дополнение, но в первую очередь я всегда ищу энтузиазм. Если им удастся последовать моим инструкциям и сделать то, что я их прошу, тогда у нас все получится, и фильм будет доставлен в рамках бюджета, вовремя и будет выглядеть потрясающе. Серьезно, я люблю всех, с кем я работаю, и делаю предложения, это командная работа! Принимать во внимание предложения других - это часть веселья. Не то, что Майкл Виннер сделал особенно!
Опиши мне свой идеальный воскресный день.
Мой идеальный воскресный день можно было бы провести с удовольствием, наблюдая за Гран-при на Sky, а затем гуляя с детьми, любимым человеком или в одиночестве. Погрузитесь в сельскую местность и насладитесь единением с природой.
Отлично.
Большое спасибо Криспиану Саллису за то, что нашли время для этого интервью.
В ожидании варваров будет транслироваться на Hulu с 5 декабря.
Мартин Карр
Все фотографии любезно предоставлены Криспианом Саллисом