Добрый день.
С вами создатель игр Йоко Таро.
Недавно я сходил в кинотеатр посмотреть TENET.
И той же ночью…
Я получил сообщение от редактора Denfamicongamer: «Не хотели бы вы написать рецензию на TENET?».. Но я никому не говорил, что ходил на показ.
За мной следят!
Ложь. Похоже, что редакторский состав просто увидел меня в холле на предпоказе. Но это ведь и есть слежка?
Ну и чёрт с ним.
Вот так я и пришёл к тому, что сейчас пишу эту статью. Но я не критик фильмов, потому не могу написать достойный отзыв. Но что же тогда делать? Как обсудить фильм TENET с точки зрения создателя игр?. .
Задумавшись об этом, я тут же уснул.
Спать прекрасно.
Вступление / Йоко Таро
Что за фильм TENET?
Для начала я объясню, что это за фильм для тех, кто его не видел.
TENET немного особенное кино.
Как я и сказал чуть ранее, это интересный фильм.
Интересный, но рассказывает историю, связанную со сложной темой «Времени».
История очень запутанная, её тяжело понять.
Такое это кино.
Я думаю, что именно поэтому про фильм говорят «Надо посмотреть его ещё раз» или «Слишком сложно для меня». Естественно, я тоже не смог понять в фильме всё.
Однако, картинка в фильме отличная, а история разнообразная и интересная. Это новый опыт в кинематографе, потому фанатам режиссера Кристофера Нолана обязательно нужно посмотреть этот фильм. Наверное.
Новый опыт в кино, использующий «Время»
«Главный герой» узнаёт секрет «движения во времени вспять», который может уничтожить мир. Чтобы предотвратить конец мира он использует время и решает разные проблемы. Конец.
Это был синопсис фильма, но в самом фильме используется странный концепт, когда «люди, которые двигаются назад во времени», и «люди, которые двигаются вперёд во времени» существуют вместе.
В финальной сцене «перемещение назад» и «перемещение вперёд» смешиваются в беспорядке, открывая зрителю невиданный ранее опыт.
Наверняка, некоторые могут подумать, что «невиданный ранее опыт» это что-то вроде «Фильм зрелищный» или «Очень качественный» или «Очень дорогой», но это не так. Говоря просто, TENET — совершенно новый формат кино
Мир, с точки зрения заурядности
Сейчас я буду писать о том, что наводит на меня тоску.
То есть обо мне.
Видите, уже тоскливо.
Вы ещё здесь? Я тот тип человека, который рассказывает историю, когда вы ожидаете от него рассказа об эмоциях.
Понимаю. Вы в полном унынии. Правда понимаю.
Но, ладно, я продолжу писать.
Есть два типа людей, создающих истории. «Гении» и «Заурядности».
Гении — те, кто извергают из себя уникальную креативность, завораживая этим весь мир.
Заурядности — те, кто обделён такой способностью.
Моя основная работа — режиссированние видеоигр. Но иногда мне приходится писать сценарии. Почему не оставить это дело профессиональному автору? Из ответа на этот вопрос может выйти огромная статья, потому не важно.
Естественно, я не гений, потому мне необходимо прикладывать усилия. На самом деле, прикладывать усилия тоже проблемно, потому я ворую из фильмов и игр элемент, именуемый вдохновением.
Однако, если просто воровать, то вам скажут «Это плагиат!», потому нужно немного жульничать. То есть нужно заменить один кусок плагиата, на кусок плагиата из другой работы… Я делаю что-то вроде коллажа. Это утомительный процесс.
Разбирая и собирая историю таким образом, зритель будет понимать, что «А, этот фильм сделан вот таким образом» или «Тут используется такой троп, значит развязка будет вот такой».
Так и работают авторы по всему миру.
Потому я смотрел TENET, пытаясь разобрать его по ранее описанному шаблону. Естественно, работу гения Кристофера Нолана нельзя целиком разобрать на кусочки. Но хорошо, если я понял хотя бы немного.
Именно поэтому далее я буду разбирать TENET с технической точки зрения с перспективы писателя заурядных сценариев.
Ах, да.
Людям, не смотревшим фильм, будет тяжело понять то, что я пишу далее. Нужно ли мне говорить «Осторожно, спойлеры?» Или как это делается? Этим занимается редактор? А, чёрт с ним.
「Далее будут спойлеры сюжета TENET, будьте осторожны! 」
Для создателей истории различаются
Первым делом.
Хотя нет, не первым делом.
Для потребителя «история» это уникальный опыт.
Эмоции движутся по временной оси, создавая серию дуг. Поскольку эго, рождающее эмоции, одно, то и эмоциональные дуги становятся единой прекрасной линией.
С другой стороны, нам, создателям «историй», необходимо создавать множество эмоциональных дуг. Потому что у каждого потребителя собственные уникальные чувства и восприятие. История будет хитом, если понравится множеству совершенно разных людей.
Существует много способов создания продукции для разной аудитории. Мы остановимся на одном «Структура слоёв понимания». (Это название — мой неологизм, не стоит его запоминать)
Структура слоёв понимания
Грубое описание «Структуры слоёв понимания» имеет форму, которую вы можете увидеть ниже:
1 слой: Содержание, которое поймут все.
2 слой: Смысл, который поймут люди, обладающие знаниями или серьёзно обдумывающие историю.
3 слой: Смысл, о котором не думал даже создатель истории.
Это сложно понять, потому дам пример.
Допустим, у нас есть фильм, в котором собираются разные супергерои. В таком случае «Структура слоёв понимания» будет выглядеть так:
1 слой: Награждаем добро и наказываем зло! Динамический экшен!
2 слой: Метафора дискриминации, эмоциональная драма.
3 слой: Попытки предсказать события следующей части, попытки понять намерения режиссера из различных интервью, и т.д.
Понимаете?
Первый слой — эмоциональный дизайн, который может понять каждый. Динамичная оригинальная экшен-сцена совершенно необходима для супергеройского фильма. И только если эта часть раздута, люди будут говорить «Сплошные бои» или «Развлечение для детей», хотя и считается, что простые радости и есть суть развлечения.
Второй слой — то, что вы можете понять, имея необходимые знания или умея хорошо обдумывать полученное. Люди, увлекающиеся супергероикой, будут радостно подмечать «Этого персонажа победили в прошлом фильме, но теперь он выиграл!», или будут понимать проблемы дискриминации из отношений персонажа с обычными людьми.
Есть разные виды третьего слоя, но простой пример это «Человек, не удовлетворённый только тем, что есть, генерирует собственный смысл». Например, анализировать серию «вне коробки» или придумывать любовные отношения между персонажами, которые не задумывались изначально.
Число слоёв подобно глубине воды. Обычно, чтобы достичь 3 слоя, вам необходимо понять 1 и 2 слои. Гики, обычно, считают, что «нужно всегда копать как можно глубже», но со стороны создателя одинаково важны потребители, которые поняли и только первый слой, и те, что поняли все три. Нет какого-то правильного способа восприятия слоёв, они равноценны.
Первый слой фильма TENET
История TENET на первом слое достаточно простая.
Тут есть множество частей, легко понимаемых с точки зрения автора. Изображение развлекательных боевых сцен с инверсией времени, гиммики со временем и важные сцены выполнены достаточно качественно, потому большинство их поймёт:
Сцена кулачного боя главного героя и противника в противогазе.
Сцена с погоней на машинах.
Так же и сцены, когда зрителю показывают уже виденное во временной оси, или сцена с дружбой протагониста и напарника в финале — маркеры, ведущие зрителя к пониманию. *
*Однако, есть лингвистическая разница в японском и английском языках касательно слова «Протагонист», которым называют безымянного героя. Мне кажется, что в Японии это не очень заметно. Я и сам заметил только после просмотра. Если вы заинтересовались, то поищите другие значения английского слова «Протагонист».
Чтобы подкрепить структуру первого слоя, характеры персонажей экстремально просты. Злодеи злые, а герои и друзья играют ожидаемые роли.
Так же можно заметить, что троп, когда натренированный, серьёзный «Протагонист» помогает «Девушке, которую видит в первый раз, потому что она слаба» слишком важен в Голливудской этике.
Второй слой фильма TENET
На втором слое спрятана главная особенность этого фильма.
Нет, не спрятана, она атакует, обнажая клыки.
Главная особенность фильма в том, что «Инверсия времени» и «Нормальное течение времени» сосуществуют вместе, очень сильно усложняя историю.
Мир по большей части показан через субъективную точку зрения главного героя, потому когда герой в инверсии, то и мир в инверсии. К тому же, в фильме много убийств (стрельба, битвы) потому и враги, и союзники, могут двигаться в инверсии. От того в фильме есть 4 комбинации:
Протагонист (нормальное время) / Враг (нормальное время)
Протагонист (нормальное время) / Враг (инверсия)
Протагонист (инверсия) / Враг (нормальное время)
Протагонист (инверсия) / Враг (инверсия)
Уже на этом можно запутаться, но есть фрагменты, когда несколько людей находятся в разных временных состояниях, и перспектива меняется от одного персонажа к другому со сменой кадров. Тогда аудитория думает «Что происходит? Кто находится в каком времени?». В такие моменты становится экстремально сложно уловить ситуация во временной оси.
Для меня было очень сложно, почти невозможно.
До недавнего времени я вообще ничего не понимал.
Это просто, но не усваивается
Уникальным TENET делает то, что «он не сложный, он запутанный».
Так называемые сложные фильмы требуют знаний, осведомлённости и культурный багаж. То есть, если вы обладаете нужными знаниями, то поймёте фильм до определённой степени.
И для понимания второго слоя TENET не нужны какие-то знания или образование. Механизм инверсии времени прост и его правила понятны на словах. Однако, причинно-следственные связи переплетены словно спагетти, потому каждое новое изображение необходимо не только увидеть, но и распутать.
Оригинальность второго слоя TENET состоит в том, что «аудитория знает то, чего не понимает».
В большинстве фильмов делают так, чтобы потребитель, воспринимающий только верхний слой, не видел слои под ним. Это просто нехорошо говорить потребителю, который воспринимает 1 слой: «Ты что, не понимаешь более глубокий смысл?».
Вот что о чём думал я во время просмотра:
Перед использованием оборудования подтвердить, что ты в инверсии.
Если в инверсии дотронуться до себя вне инверсии, то ты исчезнешь.
В инверсированном времени нельзя дышать.
И касательно других подобных моментов сеттинга возникает чувство «Я понимаю их с точки зрения автора, но с точки зрения проработки сеттинга это дыры». Естественно, продумать сеттинг до мельчайших деталей в фильме такой величины невозможно. Скорее всего у фильма есть какая-то научная основа, но я о ней, честно говоря, совсем не задумывался.
Тем не менее, причина, по которой фильм интересный — это то, что первый слой довольно прочный. И хотя в некоторых моментах ты не понимаешь, что происходит, ты всё равно можешь наслаждаться тем, что понимаешь фильм.
А те, кто хочет углубиться и понять больше, могут попробовать восстановить всю хронологию событий, просмотрев фильм много раз или останавливая его в нужные моменты. Вот такой разносторонний фильм.
Эволюция аудитории
Со времени рождения кинематографа прошло уже более 100 лет, и за это время способы выражения стали сложнее.
Не только компьютерная графика и звук, но и монтаж видео, и другие аспекты, и вообще видеоинформация стали не только сложнее, но и куда комплекснее.
Это потому что зрители годами тренировались на сериалах и фильмах.
Сейчас сцены в фильмах приятнее сделаны, чем 20 лет назад, субтитры теперь выводятся одной строкой, а в видео на YouTube вырезают все паузы.
Думаю, если перенестись на 100 лет назад и показать человеку современный нам комплексный и наполненный информацией фильм, ему будет тяжело понять всё с первого взгляда.
Возможно, что TENET — фильм, который современная аудитория не может с ходу понять из-за инверсии времени и монтажа, но сможет легко прожевать аудитория, которая будет жить через 100 лет после нас.
В этом смысле это будто фильм, пришедший из будущего.
Ах, я сказал что-то немного красивое.
Эмоции, которые должны быть верными
В фильме есть сцена, когда главный герой спрашивает собеседника об инверсии времени.
Протагонист слышал про «Парадокс убитого дедушки», который часто используют в сеттинге путешествий во времени, потому его собеседник даёт ему лишь короткое объяснение.
Я думаю, что, возможно, этой сценой режиссёр Нолан объясняет зрителям, не понимающим что-то, что важно не погружаться в слои, а важно понимать текущую информацию.
Кстати, я не помню имя этого собеседника. Более того, я вообще не запомнил имена персонажей фильма. Помню только фамилию злодея — «Сатор».
В большинстве фильмов чтобы описать отношения между героем и напарником накладывают события одно за одним, создавая эмпатию у аудитории. Чем больше наложено событий, тем больше связь между напарниками, и тем драматичнее финальная битва или прощание.
Но TENET не таков.
Из-за запутанной игры с таймлайном, ни герою, ни аудитории, не до напарника. Их отношения объясняются в финале фразой «Прошлое построено, будущее будет построено». Это как предсказание для меня, не запомнившего имя напарника. Другими словами: «Ты запомнишь его в будущем».
«Когда вы закончите просмотр, то поймёте эмоции, которые получили во время просмотра»
И тогда я пущу время вспять и посмотрю ещё раз. Чтобы лучше понять фильм и эмоции от него.
Такой вот паззл.
Кстати
Ещё один момент.
В середине этой статья я писал «Протагонист помогает девушке, которую видит в первый раз, потому что она слаба», но действительно ли это была первая встреча девушки и героя?
Что если «Он уже встречал её в инверсии?»
Что если всё моё понимание сюжета было неправильным?
На каком вообще слое я сейчас?
Вот так выдыхаясь я наслаждался гением Нолана.