20 лет назад он удивил своим «Memento». Его трилогия «Темный рыцарь» привнесла необычную дозу авторства во франшизы комиксов. И параллельно он нашел свой путь благодаря собственным блокбастерам, которые сделали его одним из самых оригинальных режиссеров последних десятилетий. В « Тенет », амбициозном научно-фантастическом фильме о шпионских фильмах, режиссер сталкивается с новой миссией, в которой у него снова есть старый союзник: время. Мы разговариваем исключительно с ним.
Его судьба, кажется, связана с судьбой кино. Во-первых, это была борьба за сохранение целлулоида и 70 мм, поддержка и формат которой он является стойким защитником и объединяет его с другими ведущими фигурами отрасли, такими как Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино или Пол Томас Андерсон. Или кампании, которые он вел, чтобы сохранить наследие создателей фильмов предыдущих поколений, чьи работы, находящиеся под угрозой исчезновения из-за плохой сохранности, связали их с различными библиотеками фильмов по всему миру. А также его решительная защита кинематографического опыта в кинотеатрах на экране, чем больше, тем лучше, в котором его взгляд может сиять через линзы огромных камер IMAX, которые он использует в своих съемках. Но ничто не могло предсказать, что будущее кино, по крайней мере, как мы знали это до 2020 года, вирус поставил его под контроль, он собирался лечь на его плечи. Может поэтому Кристофер Нолан (Лондон, Англия, 1970) издает то, что звучит как фырканье, когда FOTOGRAMAS в начале его единственного интервью с испанским медиумом спрашивает его, что он должен сказать после того, как полмира назвала его спасителем кино. «Тенет», его новый фильм, как блокбастер, способный вернуть публику в кинотеатры. « Ну, я не знаю ... Спасибо? », - сумел сказать он в одном из немногих отказов от выступления, в котором режиссер рассматривает текущее состояние сектора, а также константы своей фильмографии или свой стиль работы. Красноречие возвращается мгновенно: « В прошлом я уже снимал фильмы, которые мы могли бы назвать грандиозными », - говорит он. "И Тенет настолько грандиозен, насколько это возможно в кино. Он был разработан для большого экрана, и я хочу, чтобы публика увидела его там, где это нужно, в кинотеатре. Я знаю обо всех ожиданиях, которые были возложены на фильм, но я также знаю, что это то, от чего я должен отказаться. Это единственный способ сосредоточиться на творческом процессе, связанном с завершением не только этого проекта, но и кого угодно. То же самое, что я сделал с остальными моими крупномасштабными фильмами, в которых также был огромный финансовый риск. Моя работа как режиссера - посвятить себя созданию лучшего фильма, на который я способен, и предоставить зрителям наилучшие впечатления ».
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОРИГИНАЛА
Нолан, должно быть, единственный любитель кино в мире, не подозревающий о надеждах, созданных вокруг «Тенета». Поскольку пандемия закрыла театры, дата его премьеры была отмечена красным как день «Д» - день, когда публика высадилась в кинотеатрах. Как он сам себя вспоминает, это « масштабный фильм ». Его бюджет более 200 миллионов долларов, съемки в семи странах или зрелищные декорации, для которых он даже купил Боинг 747, просто чтобы он взорвался, подтверждают это. Ирония этого дела в том, что будущее Голливуда зависит от оригинальной сюжетной ленты, когда в последние годы студии сделали выбор в пользу франшиз, адаптации литературных саг или ремейков и перезапусков известных фильмов. "Напряжение между индустриальным и художественным аспектами кино - это то, что происходило всегда », - объясняет режиссер« Оригена »(2010), когда мы указали на это».Когда вы работаете в Голливуде, вы пытаетесь совместить оба аспекта. Соревнование между оригинальными историями и тем, что считается безопасным пари, не ново. Хотя эта концепция, беспроигрышная ставка, меняется, потому что она зависит от того, насколько общественность знакома с материалом, уже созданным в определенное время. Бывают моменты, когда становится ясно, что франшизы - это как предмет роскоши, так сказать, для студий, и сегодня мы находимся в одной из этих фаз. Однако я очень оптимистичен в отношении будущего кино и того, как оно будет развиваться благодаря появлению новых голосов и вдохновения. И есть кое-что, о чем часто забывают: все франшизы начинаются как новая история. Никто не помнит, насколько оригинальным и смелым был Джордж Лукас, когда в 1977 году поставил «Звездные войны». Я хочу, чтобы кинематографисты нашли средства для реализации оригинальных проектов высокого качества. С экономической точки зрения мои фильмы хорошо зарекомендовали себя в студии, в которой я работаю, и это заставляет их доверять мне. Но это не снимает с меня ответственности как автора и за то, что я имею возможность привнести что-то захватывающее на экран. История, которую зрители воспринимают как нечто новое, переносит их в места, которые раньше не видели. Вот что меня больше всего волнует в этом масштабном кинотеатре. Но это не снимает с меня ответственности как автора и за то, что я имею возможность привнести что-то захватывающее на экран. История, которую зрители воспринимают как нечто новое, переносит их в места, которые раньше не видели. Вот что меня больше всего волнует в этом масштабном кинотеатре. Но это не снимает с меня ответственности как автора и за то, что я имею возможность привнести что-то захватывающее на экран. История, которую зрители воспринимают как нечто новое, переносит их в места, которые раньше не видели. Вот что меня больше всего волнует в этом масштабном кинотеатре.".
МЕХАНИЗМЫ И РАМЫ
« Это зависит от того, что вы имеете в виду под научной фантастикой», - уклоняется Нолан, когда мы указываем на то, как в его кино обычно используются механизмы повествования, типичные для этого жанра - машина, которая позволяет нам проникать в сны, межпространственная трещина во вселенной, хитроумное изобретение, Кажется, он вкладывает время, чтобы подойти и сделать свой собственный другой: кино грабежей («Происхождение»), космические путешествия («Интерстеллар») или, в случае «Тенета», рассказы шпионов. "Научная фантастика - очень широкий термин, но в той степени, в которой я чувствую связь, и считаю, что мне есть что внести. Это то, о чем мне рассказал Джеймс Кэмерон, и это заставило меня задуматься. Он сказал мне, что во многих отношениях он рассматривает трилогию о Темном рыцаре как серию научно-фантастических фильмов. Я никогда не видел этого с этой точки зрения. Что меня интересует в жанрах, так это их использование, чтобы вести аудиторию в определенном направлении и исследовать, как далеко вы можете зайти, выполняя и оспаривая то, что зритель ожидает увидеть. Таким образом, Тенет прочно укоренился в шпионских фильмах, но имеет научно-фантастический компонент. Этот механизм позволяет мне приблизиться к жанру, который мне нравится, несмотря на то, что я не заинтересован в добавлении нового шпионского фильма в академический каталог жанра. Я хотел воспользоваться этим, чтобы сделать что-то более интенсивное, более захватывающее. И что, правда, возможности жанра позволяют мне", - поясняет он, чтобы вскоре после этого всегда были приняты во внимание другие элементы, особенно в его рассказах (закрученных, замысловатых, как сюжетная матрёшка ), которые постоянно бросают вызов зрителю и ничего не принимают как должное. И именно поэтому вознаграждение, когда человек может войти в игру и принять его предложение. « Для меня отношения между этими правилами, окружающей средой, которую вы создаете, и самой историей являются ключевыми, - говорит он.Это вызов. Когда вы имеете дело с механизмом повествования, вы никогда не можете упустить из виду персонажей или эмоции. Но верно также и то, что если вы заставите их работать в гармонии, эти два аспекта повествования станут важными друг для друга. С одной стороны, концептуальные рамки фильма, а с другой - эмоциональная история, происходящая внутри этой структуры. Когда оба работают, когда они жизненно важны друг для друга и тесно связаны, вы завоёвываете ».
В ПОИСКАХ УТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ
Презентация трейлера «Тенета» вызвала бурю теорий вокруг сюжета фильма, который, вскоре после премьеры, состоит не в том, что ему удалось скрыть историю, которую он рассказывает, а в том, что никому не ясна сюжетная предпосылка фильма. какая часть. Это продолжение «Происхождения», в котором мечты уступают место путешествиям во времени? Что это за временное вложение, о котором говорят ответственные за него? Как бы то ни было, очевидно, что в своей последней работе Нолан еще раз подчеркивает одну из своих навязчивых идей: время и все его варианты при построении повествования. « Как я люблю говорить о времени , - шутливо признает он, - это то, что я всегда жил в нем.", смеется, прежде чем искать причину, объясняющую очарование, которое уже открыло нам с Memento (2000):"Я думаю, это из-за того неуловимого качества, которое его определяет. К идее, что мы все это глубоко чувствуем, что мы глубоко понимаем это, но не можем по-настоящему описать это. И, несмотря на это, он контролирует и формирует все, что связано с нашей жизнью, нашим ростом, эмоциями, стремлениями, тем, как мы видим себя ... Это очень важно и в то же время неуловимо и незаметно. Но вот оно, извините. Подобно ветру, от которого мы видим его влияние, мы его замечаем, но не можем его уловить. Это движущая сила нашей жизни, самая мощная сила, которую мы когда-либо найдем. И без разницы, все уравнивает. Кроме того, через несколько месяцев мне исполнится 50 лет, и одна из самых забавных вещей в праздновании дня рождения - это то, что вы достигли возраста, в котором вы считаете это несправедливым: вы становитесь старше и видите только людей моложе себя. Но правда в том, что нет ничего справедливее времени. Это абсолютно беспристрастно. Мы все стареем, это нам одинаково угрожает, никому не спастись. Вот почему меня это интригует. Я вижу в этом силу, подобную великому приливу или огромной реке, которая сметает нас и несет всех нас.", он заканчивает.
« Я думаю, что существует захватывающая взаимосвязь между течением времени и кинематографическим повествованием. И я также считаю, что в великих фильмах пытаются заморозить момент, ощущение, историю. Как будто они были тем сном, за который мы пытаемся удержаться, когда просыпаемся. Великие фильмы заставляют вас чувствовать, что вы также хотите сохранить, застыть в определенный момент, чтобы пережить позже. И несмотря на это или, возможно, из-за этого, когда эти фильмы стареют, и мы с ними, и мы видим их снова, Кажется, что ощущения и фильм меняются, потому что весь процесс полон несоответствий и недостатков ».
ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПАМЯТИ
« Зритель, знакомый с моими предыдущими работами, поймет, как я группирую вместе ряд элементов, которые по-разному исследовал на протяжении всей своей карьеры », - отмечает Нолан на константы в его работах, которые снова объединяются в «Тенет». « Есть определенные картинки, и говоря об одной из них, я не попадаю в спойлеры, потому что вы можете увидеть это в трейлере », - смеется он над своей шуткой. « Я имею в виду ту, у которой пуля вылетает из стены и возвращается к пистолету, из которого она была выпущена. Это то, над чем я работал, без преувеличения, в течение 20 лет, и это уже появилось в первой сцене Memento. Там я использовал это метафорически, а в «Тенете» я интегрирую его в реальность сюжета.", - говорит он, подтверждая, что" манипуляция временем ", каково бы ни было его выражение на экране, является ключом к фильму, который режиссер определяет как" переосмысление и переживание боевика в том виде, в каком, я думаю, это было давно. это было сделано ». Путешествие, которое он предлагает из кресла режиссера, но которое он также прожил, находясь в кресле аудитории.« Многие режиссеры показали мне то, чего я раньше не видел. Конечно, Джордж Лукас и первые «Звездные войны». Или Стэнли Кубрик и 2001: Космическая одиссея (1968) . И Ридли Скотт и Бегущий по лезвию (1982). Трое из них построили миры, полные воображения, фантастические вселенные научной фантастики. Но также и фильмы саги о Бонде. Особенно те части, на которых я вырос, те, которые были сняты в 1970-х, такие как «Шпион, который меня любил» (Л. Гилберт, 1977), и те грандиозные шоу, которые провели вас по всему миру и в которых фэнтези или гламур наполнял все. Фильмы, которые показали вам все, чем может быть кино, и что фильм может привести вас туда, куда вы хотите, быть тем, кем вы хотите, что не было границ ». Волшебный момент, который мы нарушаем, чтобы спросить его, говорили ли на съемках "Тенета" он и Роберт Паттинсон о новой роли Бэтмена. "Что-то мы говорили, но намного выше. Тебе придется спросить Роба. Кроме того, я думаю, что у нас кончилось время, не так ли?"- смеется он, Заканчивая разговор.