Кеннет Брана снял два фильма с Кристофером Ноланом, и его первоначальное участие было одинаковым в каждом случае: телефонный звонок ни с того ни с сего от режиссера, встреча, доставка сценария, быстрое решение. Во-первых, у Браны было довольно хорошее представление о предмете фильма: это была драма Второй мировой войны, Дюнкерк. Но вторая встреча была за Тенета.
О чем именно говорит Тенет? Как всегда, детали его сюжета тщательно охраняются. Аура секретности и спекуляции предшествовала практически каждому новому релизу Нолана, но что немного отличается сейчас, так это дополнительная неопределенность относительно сроков его прибытия. В эпоху COVID-19, когда долгожданный блокбастер должен быть выпущен театрально по всему миру? Что такое правильный, подходящий, даже ответственный момент? Его уже не раз откладывали, и теперь он выходит в австралийских кинотеатрах — кроме тех, что в Виктории — 27 августа. Он будет выпущен в США через неделю.
Брана, конечно, экономичен с подробностями о сюжетной линии, но счастлив описать Тенета, в терминах, которые никого не удивят, как работу “в традиции фильмов его типа Inception и Interstellar, где есть огромная концентрация на концепции времени”. В конце концов, Нолан снял фильмы о времени и снах, времени и гравитации, времени и памяти, повествовательном времени. Но в Тенете есть еще одно понятие, которое его тоже очень интересует. То, на чем он также фокусируется, говорит Брана, “является концепцией, в некотором смысле, ада”.
Брана играет злодейского персонажа в Тенете
Тенет-звезды Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон и австралийка Элизабет Дебики. То, что мы знаем о нем, можно почерпнуть из загадочных, насыщенных событиями трейлеров и тизеров.
Это история международного шпионажа, в которой ставки чрезвычайно высоки: потенциал для Третьей мировой войны или “что-то гораздо хуже”. Вашингтон, играя американского оперативника, объединяется с Паттинсоном — который сказал, что использовал журналиста Кристофера Хитченса в качестве вокального и портновского вдохновения. Сюжет предполагает временные манипуляции. Нам сообщили, что это не путешествие во времени, а инверсия времени. И в какой-то момент персонаж, которого играет Димпл Кападиа, говорит Вашингтону: “на нас нападает будущее.”
Трейлеры и пролог представили нам жестокие последовательности действий, некоторые из которых демонстрируют действие времени в обратном направлении: погони в открытом море и на шоссе; драматическая осада оперного театра; рукопашный бой; пистолет, который ловит, а не стреляет пулей. А что означает название палиндрома? В какой-то момент Вашингтону говорят: “все, что у меня есть для вас, - это слово. Принцип. Это откроет некоторые из правильных дверей. И некоторые из них тоже не те. Используйте его осторожно.”
Один из комментаторов, анализирующих трейлеры, предполагает, что для понимания принципа вам, возможно, потребуется преодолеть все разветвления второго закона термодинамики. Если это было что-то, что Брана поднял с Ноланом, он не готов вдаваться в это. Он скажет, что ставки в сценарии Тенета очень высоки.
Нолан “делает свое собственное очень интересное, очень сложное исследование того, что может быть самым кошмарным сценарием для человеческой расы”. Он исследует, что может произойти, говорит Брана “ " не только если высвободится разрушительная сила, но и если это было смешано с неким действительно сложным, липким отношением к вечности и к идее некоторых адских последствий, действительно бесконечных”.
В этом адском сценарии персонаж Браны не на стороне ангелов. “Он действительно дьявол, - говорит Брана. “В этом нет никаких сомнений.”
Когда Нолан позвонил насчет Дюнкерка, Брана был в самом разгаре постановки "зимней сказки" в Вест-Энде. Нолан пришел посмотреть шоу, и они поговорили об этом позже. “Это было идеальное место, чтобы он увидел”, - говорит Брана. Нолан не только высоко оценил подход Шекспира ко времени и темам утраты, “я также чувствовал, что он был в тот момент в своей жизни, когда его интеллектуальные интересы каким-то образом соединялись с неким эмоциональным опытом. И очень многое из этого, казалось, находило свой путь в Дюнкерк.”
Брана играл командующего Болтона, задачей которого было руководить эвакуацией британских войск из Нормандии. Он говорит, что ему очень понравилось снимать этот фильм. И когда Нолан позвонил снова,”опыт на Дюнкерке означал, что я сказал бы "да", не читая его, чтобы быть совершенно честным". Но он, конечно, этого не сделал. Пара прошла через тот же процесс еще раз. - Крис позвонил мне и сказал, что вы можете быть свободны в это время. На самом деле я сказал: "это может быть немного проблематично с некоторыми другими вещами, которыми я занимаюсь, но я могу расследовать.- Не могли бы вы сделать это прямо сейчас? И если да, то могу ли я прийти к вам завтра вечером в это же время?’ ”
Было что-то в этой смеси прямоты и интриги плаща и кинжала, что привлекало Брана. - Итак, 24 часа спустя я сказал: "Да, в те даты, о которых вы упомянули, я мог бы быть свободен.’ И он появился у моей входной двери со сценарием под мышкой. Он немного поговорил о сценарии и выпил много чая.
"(Нолан) пьет больше чая, чем любой другой эмигрант-британец на планете, я подозреваю.”( )
Брана прочитал сценарий один раз в тот вечер и два раза на следующий день и сказал "Да". “У меня было много-много вопросов, но я был в восторге от того, что смог это сделать. И причина, по которой я прочитал ее три раза, прежде чем снова встретил Криса или заговорил с ним, заключается в том, что она была такой сложной, без сомнения.”
С Дюнкерком у Нолана была особая концепция фильма, показывающая эвакуацию с альтернативных точек зрения земли, моря и воздуха, каждая из которых имела разные временные рамки. Но она была основана на историческом факте. "Дюнкерк позволил человеку, независимо от того, что было в сценарии Криса, обратиться к историческим отчетам, биографиям людей, которые могли бы быть близки к персонажу, моделям для персонажа”, - говорит Брана. - Очевидно, можно было посетить настоящее место. Мы стреляли в реальном месте. Конечно, [там] было много работы, которую вы могли бы сделать, чтобы удовлетворить свой собственный актерский вид Шерлока Холмсери.”
С Тенетом все было по-другому. Сценарий - это " перевертыш страниц, но в нем есть кубик Рубика, ощущение русской куклы, своего рода качество луковой шелухи”, говорит он. Его тайны не являются прямыми или легко разрешимыми. "(Нолан) ставит перед собой своего рода головоломку, но это эмоциональная головоломка. Это не просто интеллектуальная вещь. И то, как это делается, я думаю, часто удивляло его (во время съемочного процесса).”
Злодейский характер Брана - русский национальный. Нолан была одна оговорка, он сказал Брана. “Он сказал — другие могли бы не говорить этого обо мне — что я, возможно, слишком хороший парень. Таким образом, с самого начала его повторное и интенсивно выраженное наставление для меня состояло в том, что персонаж, которого я играл, был без искупительных черт. Что он соприкасается с тьмой, которую не следует пытаться понять.”
Это не простой способ подойти к роли, отмечает Брана. "Часто актеры, играющие так называемые злые роли — и я сам это делал-обнаруживают, что говорят: "вы ищете человечность этого человека". И вы пытаетесь начать с того, что, возможно, они не считают себя злом или чем-то еще. Но в данном случае я думаю, что Крис был очень заинтересован в том, чтобы я не пытался смягчить или понять этого персонажа с сострадательной или гуманной точки зрения.”
Нолан написал персонажа, который все еще остается человеком, добавляет Брана. - Но от безжалостности и разрушительных амбиций этого человека просто дух захватывает.”
Когда дело дошло до последнего съемочного дня Бранаха, он вспоминает разговор с режиссером. "Мы снова говорили о желании, чтобы этот персонаж был таким же темным, как все, что он представил в любом из своих фильмов. Он сказал: "Я видел все ежедневные выпуски (сырые, неотредактированные кадры с дневных съемок), и я хотел бы подтвердить, что вы действительно получили памятку о том, как играть эту роль.”
Дебицки играет отчужденную жену своего персонажа, одну из многих фигур в фильме, говорит Брана, которые проходят между светлой и темной сторонами человечества. Он полон похвал австралийке
“Я работал в Австралии, когда был очень молод (в минисериале 1984 года "мальчик в Буше"). Это был формирующий опыт для меня, и я узнаю в ней много тех вещей, которыми я действительно восхищался в Австралии.
"Австралийцы как кинозвезды наиболее интересны тем, что они сочетают в себе способность быть ведущими мужчинами и ведущими дамами с широким диапазоном. Они, кажется, твердо стоят на земле ... и способны наслаждаться процессом.”
Как актер, который также является режиссером фильмов, начиная от Гамлета до Тора, много шума из ничего, чтобы убить в Восточном экспрессе, - Брана говорит, что очень интересно наблюдать за работой Нолана. - Быть его режиссером-это своего рода мастер-класс по режиссуре.”
На съемочной площадке он “чрезвычайно сосредоточенный парень. Там все сидят с семи утра, весь день напролет. Ожидается, что все актеры будут там одновременно, это не тот опыт, когда люди снимаются в трейлерах, все на самом деле вместе.
“Он также настолько законченный, он, вероятно, один из трех, четырех режиссеров за всю мою карьеру, которые были на всех костюмах для персонажа, которые были там в каждой части пост-продакшн: все это, как само собой разумеющееся. Одним из таких режиссеров был Роберт Альтман, для которого Брана снялся в фильме "пряничный человек" (1997).
Альтман, вспоминает актер, также особенно настаивал на том, чтобы все собрались вместе, чтобы посмотреть дневные съемки.
"Для Альтмана просмотр ежедневных выпусков был подтверждением того факта, что, как он сказал, ” это весь фильм: опыт его съемки, а затем опыт просмотра всех ежедневных выпусков", - говорит Брана. "Не пройдет и девяти месяцев, как мы соберемся на тротуаре Голливудского бульвара и скрестим все пальцы. Это весь опыт, и я хочу, чтобы он был у всех нас, потому что это то, что имеет смысл, и именно так мы будем учиться.’ ”