АВТОР: НАТАША МАКМИКИН
Вступительные сцены "Бэтмена" прекрасно создают мрачную, суровую обстановку.
Фильм Мэтта Ривза "Бэтмен" получил в целом положительные отзывы с момента его выхода в кинотеатрах 4 марта, что является положительным и неожиданным результатом после серии высмеиваемых и неудачных фильмов DC — как зрителями, так и критиками — в последние годы. Конечно, были те, кто не был в восторге от "Бэтмена" и различных моментов его сюжета и характеристик, но в целом фильм был отличной первой попыткой и новым взглядом на характер Бэтмена. Похоже, что вывод фильма направлен на создание сериала, а это значит, что есть только место для роста и совершенствования, чтобы сделать что-то действительно особенное. Сказав это, открытие эпического творения Ривза должно быть одним из лучших в истории Бэтмена, если не в истории кино. Установочная последовательность и все ее последующие элементы — кинематография, саундтрек, звуковое оформление, диалоги, боевые действия, декорации — все это достигает кульминации, создавая поистине потрясающий фрагмент фильма.
"Бэтмен" не начинается с крестоносца в плаще, скорчившегося, как горгулья, или величественно носящегося по городу. Здесь нет набухающих струн или большого оркестра, бьющего нам в лицо. Вместо этого Ривз использует более интимный и тонкий подход: у нас, зрителей, есть "взгляд летучей мыши", смотрящий сквозь капюшон, слышащий тяжелое дыхание, становящийся вуайеристом, когда мы смотрим в окно первой жертвы фильма, что впоследствии приводит к умному покажите, что капюшон принадлежал вовсе не Бэтмену, а, на самом деле, Загадочнику (Пол Дано).
тихая классическая музыка и традиционная готическая архитектура создают едва уловимое чувство страха, действительно создавая атмосферу олдскульного ужаса. Тусклое освещение и атмосфера дома делают нас параноиками, оценивающими тени только для того, чтобы увидеть там ужасающую фигуру. Чувство неизбежного страха достигает кульминации в борьбе и жестоком убийстве, каждый удар и вдох выполнены до совершенства.
Далее мы переходим к Бэтмену, Роберт Паттинсон обеспечивает тихое и задумчивое повествование: это не только дает представление, но и ощущение этого нового Бэтмена. Этот Бэтмен, который не довел до совершенства обязанности своей двойной жизни; он не обладает учтивой, мягкой харизмой Брюса Уэйна. Он настолько поглощен своей личностью мстителя и жаждой мести, что, кажется, все человечество покинуло его. Мы видим подавленную оболочку человека, описывающего два года борьбы с преступностью только для того, чтобы она продолжалась и усугублялась.
Именно тогда в игру вступают звук, музыка и обстановка: проливной дождь создает идеальный мрачный фон и фоновый шум для возможного раскрытия Бэтмена. Темные и грязные подземки, покрытые грязью и граффити, с криком пробираются по городу и несут невинную жертву со зловещим отрядом головорезов. Между головорезами и беспомощным гражданином вспыхивает драка, их быстрые движения красиво свистят под дождем. Мы слышим гулкий грохот в темноте, мы чувствуем страх как головорезов, так и жертвы, уставившихся в бездну переулка. Партитура Майкла Джаккино совершенно ошеломляющая; она зловещая, драматичная, и выбор сделать удар церковного колокола мотивом Бэтмена - гениальный ход. Этот простой звук наводит на мысль о Бэтмене как о силе суждения, но также и о роке — фраза "по ком звонит колокол" очень часто приходит на ум.
Ривз почти заставил нас испугаться дешевого прыжка с огромным количеством ужаса и напряжения, которые он создает, но вместо этого продолжает вызывать страх, поскольку Бэтмен (одетый и обутый в свою великолепную позолоченную одежду) медленно выходит из темноты. Опять же, благодаря тем, кто стоит за звуковым оформлением и визуальными эффектами, гулкий стук его ботинок, шлепающих под проливным дождем, слышен и визуально ошеломляет. Борьба обостряется, бой гладкий, но не настолько гладкий, чтобы бросать вызов реальности или смягчать ее жестокость. Наконец, Бэтмену задают классический, долгожданный вопрос: "Кто ты?" Ривз заставляет нас съеживаться и закатывать глаза, ожидая, что еще один Бэтмен скажет нам: "[он] Бэтмен". Тем не менее, это так приятно удивляет и освежает, когда Паттинсон отвечает: "Я - месть". Это идеальный ответ для этого конкретного Бэтмена: тот, который настолько омрачен горем и гневом, что его карьера линчевателя связана не столько с правосудием, сколько с его личной местью. Преступники Готэма забрали то, что он ценил больше всего, и он, по понятным причинам, готов буйствовать из-за этого.
После боя мы возвращаемся к голосу Паттинсона за кадром. Мы видим исписанный каракулями дневник, Паттинсона с темным готическим макияжем глаз и прекрасную классическую песню Nirvana "Something in the Way". Ривз черпал вдохновение у Курта Кобейна в его интерпретации Бэтмена, которую можно увидеть в этих более личных моментах. Бэтмен — герой, о котором мы редко задумываемся: его часто считают эмоционально непроницаемым, никогда не ошибающимся, всегда собранным и легко вписывающимся в образ миллиардера-плейбоя, но не этого.
Кобейн был знаменит тем, что вел дневники, и был очень измученной своей карьерой фигурой, которая сильно страдала от депрессии: все это относится к Бэтмену Паттинсона. Совершенно ясно, что Бэтмен работает на автопилоте, на самом деле не получая никакого удовлетворения или удовлетворения от избиения плохих парней, поскольку это ничего не делает, чтобы заполнить его пустоту депрессии и горя. Оглядываясь назад, все эти факторы персонажа делают его дугу и его мировоззрение в финальных сценах фильма намного более сильными.
Он больше не одержимый вендеттой человек, который хочет вселить страх, он становится скорее защитником, который хочет вселить уверенность. Он хочет быть Бэтменом для тех, кто хороший, а не только для плохих парней. В целом, ничто из этого не имело бы никакого резонанса (и было бы опасно близко к финальным строкам "Темного рыцаря" Кристофера Нолана), если бы этих ключевых моментов открытия фильма не существовало. Независимо от того, понравился вам "Бэтмен" в целом или нет, сила его открытия неоспорима. Это мастер-класс по операторской работе, звуковому дизайну, музыке, диалогам и новому типу роли, что впечатляет, когда персонаж существует уже более 80 лет!
Итак, мы надеемся, если действительно есть другие части, что этот фильм - только начало грядущих замечательных событий.