БЭТМЕН (THE BATMAN)
2022, США, 176 мин.
Жанр: триллер, боевик, супергероика
Режиссёр: Мэтт Ривз
В ролях: Роберт Паттинсон, Зои Кравиц, Пол Дано, Джеффри Райт, Джон Туртурро, Питер Сарсгаард, Барри Кеоган, Джейми Лосон, Энди Серкис, Колин Фаррелл
Сбившись с пути в вопросах формирования собственной киновселенной, студия Warner совместно с DC выбрали иную стратегию развития, центром которой должен был стать самый популярный их актив – Бэтмен. Бэтмен для DC сегодня не менее прибыльная фигура, чем Человек-паук у конкурентов. Почти каждый современный фильм о нём приносит прибыль, и лишь коллективный супергеройский капустник Снайдера выбился из общей тенденции. Хотя будем справедливы, Бен Аффлек тут совершенно не при чём, ведь его Бэтмена ругать совсем не хочется – пожалуй, многие фанаты давно ждали умудрённого опытом и уставшего Бэтмена, за плечами которого не одна битва и множество потерь. Таким Бэтмена публика и хотела бы видеть. В разработку даже брали сольник про «Бэтфлека», только вот старина Бен снова начал пить и быть не самым ответственным элементом киноиндустрии, и тема с полнометражным столкновением Бэтмена Аффлека с Дефстроуком (этого колоритного наёмника вы могли видеть с сцене после титров «Лиги справедливости» Джосса Уидона) как-то сама собой сошла на нет. Но студия не оставила идею перезапустить своего Тёмного рыцаря, только вот решено было сделать это радикально, оставив за скобками все прошлые фильмы киновселенной и сосредоточившись на абсолютной новой истории и новом Бэтмене.
Шумиха вокруг назначения на роль героя Роберта Паттинсона, кажется, не прошла стороной никого. Зрители, для которых Паттинсон остался заложником одной роли, вампира-гуманиста Эдварда Каллена из сами знаете какой саги, воспротивились такому назначению, должно быть позабыв, что в своё время костюм летучей мыши примеряли куда менее подходящие для роли кандидаты вроде Вэла Килмера или Джорджа Клуни. Последний, к слову, разбивал девичьи сердца похлеще Паттинсона в долгоиграющей «Скорой помощи». За плечами же Роберта Паттинсона после роли в «Сумерках» работы с такими мастодонтами Голливуда, как Кристофер Нолан, Дэвид Кроненберг и Роберт Эггерс. Молодой человек стал кумиром целого поколения и многократно доказал, что не обделён талантом.
И если кандидатура актёра на роль культового мстителя вызывала споры, то назначение на пост постановщика нового фильма о Бэтмене Мэтта Ривза, кажется, восприняли с воодушевлением абсолютно все. Ривз, который ворвался в жанр мокьюментари с прорывным «Монстро», а после блестяще осовременил нафталиновую «Планету обезьян», просто не мог испортить мрачную супергероику DC своим уникальным видением. А то, что студия желает видеть нового «Бэтмена» близким по духу именно к реалистичной трилогии Нолана, не вызывало никаких сомнений уже с первых промо-материалов.
«Бэтмен» Мэтта Ривза вновь знакомит зрителя с Тёмным рыцарем Готэма на заре его карьеры. Защищая родной город два года, Бэтмен пока ещё не сформировал свой узнаваемый стиль, совершает ошибки и проявляет импульсивность с противником. Этот Бэтмен всё больше времени проводит на улицах, чем на светских тусовках в качестве Брюса Уэйна, что огорчает верного дворецкого Альфреда, а когда по Готэму проносится череда жестоких убийств высокопоставленных политиков, именно Бэтмен раньше полиции находит неслучайную закономерность, намекающую, что убийства связаны с какой-то грязной тайной власть имущих. Убийца в маске, зовущий себя Загадочник, оставляет зацепки на месте каждого убийства, играя с полицией и Бэтменом и подводя их к разгадке. Впервые в истории кинематографических воплощений, Тёмный рыцарь выступает в сюжете в качестве детектива, коим он изначально и выступал в комиксах, а уж после как неумолимое орудие правосудия.
И надо сказать, что как детектив «Бэтмен» начинает играть новыми красками. Ривз не стесняется долгих планов и не менее долгих диалогов, погружая зрителя в мрачный комиксовый неонуар. Тут Бэтмен ведёт дневник в духе Роршаха из «Хранителей», и закадровый голос героя на фоне урбанистического ада из готических высоток и залитых тусклым светом фонарей улиц производит должное впечатление. Готэм здесь уже не такой реалистичный, каким был у Нолана, но ещё и не гротескное нагромождение архитектурных излишеств, как у Бёртона. Город Ривза – как отдельный персонаж, на пугающих улицах которого разворачивается настоящая драма и живут реальные люди, а не бездушные функции. Обиженный на богатеев маньяк, убивающий тех, кто, по его мнению, этого заслужил. Ловкая воровка, пытающаяся спасти подругу и ищущая себя. Опальный лейтенант полиции, который не знает, кому можно верить даже в собственном отделении. И сломанный мальчишка в бронированном костюме, силой насаживающий правосудие там, где о нём и не слышали.
Знакомые по комиксам и прошлым экранизациям персонажи предстают в новом свете, раскрываясь с неожиданных сторон именно во взаимодействии с титульным героем. Так совершенно по-новому Ривз подошёл к отцовско-сыновним отношениям между Брюсом и Альфредом. Мы привыкли видеть Альфреда непререкаемым авторитетом для молодого героя, но здесь Брюс проводит между собой и своим дворецким черту, преодоление которой становится одной из самых драматичных линий фильма. То же касается и Селины Кайл, каноничной Женщины-кошки, которая заслуживает отдельный проект. Зои Кравиц образ роковой воровки с благородным сердцем подошёл как влитой и представить кого-то иного на её месте уже довольно трудно. Кравиц и Паттинсон радуют приятной химией и сложностью образов. Каждый поклонник Бэтмена знает о непростых взаимоотношениях Кошки и Бэтмена, в ходе которых они были и врагами, и любовниками, и «Бэтмен» умудряется найти золотую середину для персонажей, параллельно обозначив потенциал для их дуэта на будущее.
Культовый Загадочник в полном метре появлялся в последний раз в эпоху Джоэля Шумахера, где его изобразил гений комедии Джим Керри. Новые времена диктуют новую трактовку злодея, и вот уже Пол Дано интерпретирует Загадочника как своеобразную аллюзию на печально известного Зодиака, маньяка, ушедшего от правосудия и до сих пор являющегося одной из самых громких тайн современной криминалистики. Загадочник в ленте Ривза – жестокий психопат, манипулирующий полицией и Бэтменом, чтобы раскрыть нелицеприятную подноготную Готэма. Режиссёр отказался от каноничного образа злодея из комиксов в пользу условного реализма. Это же коснулось и другого противника Тёмного рыцаря – Пингвина, под сложным гримом которого почти не узнать Колина Фаррелла. При этом актёрское мастерство Фаррелла не только сделало его звездой каждого эпизода со своим участием, но и обеспечило добро студии на съёмку сольного сериала, что уже является не маленьким кредитом доверия.
Помимо Загадочника и Пингвина в картине Ривза засветился другой каноничный противник Бэтмена – мафиози Кармайн Фальконе, роль которого исполнил блистательный Джон Туртурро. И это тот случай, когда обычный мафиози по харизматичности не уступает типичным комиксовым психам. Ну а если смотреть фильм очень внимательно, то вы, быть может, даже увидите нового Джокера, которого буквально на днях представила студия Warner, презентовав удалённую сцену из фильма. Восходящая звезда Барри Кеоган, знакомый по «Вечным» и «Легенде о Зелёном рыцаре», в фильме появляется лишь ближе к финалу в качестве соседа по камере Загадочника, предлагающего тому свою дружбу. Но в удалённой сцене мы лучше можем рассмотреть как образ Джокера Кеогана, так и его роль на момент событий фильма. По всей видимости, Джокер выступает для полиции Готэма своеобразным Ганнибалом Лектером, консультантом по особо сложным делам, а это значит, что в потенциальном сиквеле нас ждёт интригующее противостояние умов главного героя и его извечного антагониста.
В общем и целом «Бэтмен» Мэтта Ривза производит хорошее впечатление. Это сложный, выверенный и невероятно стильный триллер, лишённый типичной для кинокомиксов прилизанности и инфантилизма. Лента не боится быть вдумчивой и не идёт на поводу у зрителя, привыкшего, что в фильмах о Бэтмене обязательно должен быть умопомрачительный экшен. Экшен здесь имеется, и он зрелищный, но на нём одном всё не зациклено. Между отдельными сценами действия может пройти довольно много времени, в ходе которого зритель способен заскучать, хотя на экране происходят важные для сюжета перипетии. Вероятно, затянутость хронометража и недостаток экшена станут основными претензиями неприхотливого зрителя. Для тех же, кто ценит в кино сюжет, атмосферу и актёрскую игру «Бэтмен» может стать настоящим подарком и новым эталоном в жанре кинокомикса, превзойти который получится очень не скоро.
Сергей Прудников