Латексная процедура, больше связанная с "Зодиаком", чем с "Темным рыцарем", "Бэтмен" - это фильм о супергероях, который не является фильмом о супергероях. Дэвид Эрлих 28 февраля 2022 года
Менее трех лет назад среднебюджетный, но мега-успешный “Джокер” Тодда Филлипса угрожающе указывал на будущее, в котором фильмы о супергероях всех размеров станут настолько характерными для современного кинематографа, что они больше не должны были быть фильмами о супергероях вообще. С “Бэтменом” Мэтта Ривза — обширной 176-минутной латексной процедурой, которая часто, похоже, имеет больше общего с сагами о серийных убийцах, такими как “Se7en” и “Зодиак”, чем с чем—либо в Snyderverse или MCU - это будущее наступило с потрясающей силой, к лучшему или к худшему. В основном лучше.
Это не “Капитан Америка: Зимний солдат”, изображающий триллер о заговоре 1970-х годов, или “Логан”, наполовину приверженный своему западному сердцу, и это не простой возврат к взгляду Кристофера Нолана на Темного рыцаря эпохи Буша, который основал Брюса Уэйна в тактильном Готэме, все еще придерживаясь сюжетных линий и зрелищ, ожидаемых от его жанра. Нет, лучшая часть этого Бэтмена принадлежит совсем к другому жанру, поскольку Ривз упорно избегает обычного раззматизма в пользу жестокой тайны убийства, в которой Величайший детектив в мире просто оказывается (очень) замученным миллиардером с необъяснимой тягой к летучим мышам.
Это не означает, что люди будут путать этот безрадостно темный нуар Летучей мыши с адаптацией Рэймонда Чандлера или даже с любым из фильмов Дэвида Финчера, которые придали “Бэтмену” его мрачный стиль или атмосферу страха с привидениями - не с Колином Фарреллом, играющим Освальда Кобблпота под 50 фунтами косплея Джейка Ламотты, Загадочник Пола Дано, рисующий вопросительные знаки из пены в его латте, и сердитый Роберт Паттинсон, рубящий уличные банды, будучи погребенным в резиновом костюме летучей мыши толще, чем шины грузовика—монстра. Но именно эти краткие (и очень редкие) эпизоды действия лучше всего иллюстрируют вызывающе антиблокбастерный подход фильма, поскольку Ривз разрабатывает их с гораздо большим акцентом на эмоции крупным планом, чем на волнение на большом экране.
Бой снят в силуэте, единственная последовательность бэтмобилей оформлена более плотно, чем “Локк”, а декорации удваивают кинематографию Грейга Фрейзера "костер" — его стигийская цветовая палитра, расширяющая личный ад Брюса по всему Готэму — до такой степени, что они кажутся опровержением выжженной земли засахаренной эстетике большинства других фильмов о супергероях (и серьезный кризис для любого корпоративного мультиплекса, который регулярно не меняет лампочки проектора). Даже относительно знакомый в этом фильме Бэтмен в стиле Нолана, пытающийся спасти кульминационный момент города, вызывает дискомфорт из-за того, как он разыгрывает всех обычных военнопленных! и бац! на узнаваемом фоне ужасов реального мира.
И в этом Готэме есть чего бояться, как ясно показывает “Бэтмен”, открывающийся вторжением в дом в ночь на Хэллоуин, которое разворачивается как глава из "Книги Пилы" (подходящая прелюдия к фильму, Загадочник которого в равной степени Джокер и головоломка). Мэр убит серийным убийцей всего за несколько дней до его возможного переизбрания, оставив после себя первое из нескольких искалеченных тел и дразнящие улики.
Чего он не оставляет после себя, так это вакуума власти. Если освободившийся пост мэра наверняка будет присужден вдохновляющей молодой чернокожей женщине, которая бросала ему вызов за это (Джейм Лоусон в роли чудесно названной Беллы Реал), этот предрешенный вывод позволяет Ривзу переключить свое внимание на крысиное гнездо гноящихся белых мужчин, которые зловеще равнодушны к результатам голосования. Готэм контролировался изнутри ночного клуба Фальконе дольше, чем Белла была жива, и гниль проникла достаточно глубоко, чтобы ничего не изменилось.
Эта стагнация пронизывает ретро-современный производственный дизайн фильма, поскольку такси эпохи Коха и MS-DOS сосуществуют наряду с политикой идентичности Трампа и вирусными прямыми трансляциями, все они размещены вместе в Готэме, который плавно объединяет части Лондона, Нью-Йорка и Чикаго в единый мегаполис, погребенный под горой жестокой грязи (безупречный CGI фильма в значительной степени невидим и направлен на построение мира, а не на зрелище). Прошлое всегда возвращается, чтобы преследовать людей в “Бэтмене”, хотя некоторые полны решимости доказать, что на самом деле оно никогда не исчезало.
Вполне уместно, и, несмотря на все способы, которыми “Бэтмен” продвигает фильмы о супергероях вперед, он все еще одной ногой застрял в знакомом. Несмотря на всю свою сокрушительную силу, он все еще наносит несколько ударов. Вполне возможно, что эпопее Ривза подрезали крылья с той минуты, как она была задумана с учетом PG-13. Антисептическая бескровность фильма часто нейтрализует зловоние города, гниющего изнутри, даже если рейтинг MPA не мешает Ривзу создать несколько самых страшных моментов в истории фильмов о супергероях. Но более важные проблемы лежат под поверхностью.
По большому счету, самым большим препятствием для вторжения Ривза в иностранный жанр является то, что “Бэтмен” так стремится стереть грань между фильмом о супергероях и нео-нуаром серийного убийцы, что он не особенно хорош ни в том, ни в другом. Его портрет Брюса Уэйна как одержимого местью отшельника психологически тонок даже по стандартам истории о Бэтмене (угрюмое выступление Паттинсона на 90 процентов сжимает), в то время как поворот Энди Серкиса в роли Горячего Альфреда Пенниуорта обнаруживает, что культовый дворецкий ограничивается приготовлением завтрака и доставкой экспозиции по требованию. Тем временем игра Загадочника в кошки-мышки (и кота) отягощена достойной стона борьбой Ривза и соавтора Питера Крейга за то, чтобы прославить Убийцу Зодиака, хотя безумное воплощение злодея Дано добавляет захватывающее новое измерение его персонажу, пока не стало слишком поздно.
Не помогает и то, что параллельные жанры фильма грубо сведены воедино полусырым коррупционным сюжетом, который вытекает из той же традиции “Чайнатауна” и “Лос-Анджелеса Конфиденциально”, но лишен многослойной интриги этих вдохновений. Этот сюжет еще больше разбавляется сопливым комическим взглядом Джона Туртурро на криминального авторитета Кармине Фальконе, поскольку самая опасная фигура в этой мрачной мозаике также становится единственным персонажем, который недостаточно серьезен. И все же та же самая часть истории также дает нам свирепую и сосредоточенную Селину Кайл Зои Кравиц, официантку ночного клуба, ориентированную на семью, родившуюся в городе, где циклическое насилие продолжает скрываться за пустыми обещаниями обновления целый год после того, как анонимный линчеватель впервые начал терроризировать мелких преступников из тени.
В сгоревшем оранжевом подземном мире Готэма — как и в самом “Бэтмене” — хорошее и плохое так же неотделимы друг от друга, как и разные жанры, которые определяют их термины, и с трудом заработанные вспышки света в фильме способны указывать путь вперед только из-за того, насколько ярко они нарисованы на фоне окружающей их тьмы. Созданный из тлеющих углей предыдущих фильмов о Бэтмене, несмотря на то, что он никогда не прибегал к мета-комментариям, которые определили так много недавних мега-сиквелов, усилия Ривза могут быть слишком перегружены и написаны, чтобы преуспеть по достоинству как история Брюса Уэйна или блокбастер нуар, но есть что-то невыразимо прекрасное в том, как “Бэтмен” превращает свои многочисленные отдельные компоненты в новый вид фильма о супергероях. Это не просто очередная мультиплексная феерия о спасителях в масках, борющихся за спасение нескольких проблесков подлинной надежды от культурного наследия страха и жадности, но и та, которая также потрясающе не боится вкладывать свои деньги туда, где находится рот.
Сохранение мужества в своих убеждениях не является проблемой для этого Брюса Уэйна. Фактически, убеждение — это практически единственное, что у него осталось к моменту начала фильма - это и состояние в миллиард долларов, которое он готов потратить, чтобы напугать Готэма за убийство своих родителей, когда он был ребенком (Ривз милостиво отказывается возвращаться к самим убийствам, хотя он находит умный способ изобразить эффект, который они могут оказать на маленького мальчика со склонностью к переодеванию). Брюс Паттинсона - не филантроп-плейбой, не выздоравливающий неудачник, обученный Ра'с аль Гулом или кем там еще был этот персонаж в прошлом. У него нет ни социальной жизни, ни чувства юмора. Все, что у него есть, - это большой дом, принадлежавший его родителям, замедленная версия “Чего-то на пути” Нирваны, которая следует за ним, как неприятный запах, и миссия, которая придает смысл его жизни. Бэтмен - это просто шрам, который вырос на Брюсе Уэйне, и рана, которую он покрывает, шире, чем глубоко.
Если этот ракурс соответствует истории персонажа, удвоение — или учетверение — внутренней тьмы Крестоносца в плаще по-прежнему кажется смелым выбором после сурового пребывания Бена Аффлека за капюшоном и веселого фильма LEGO Batman, который поджарил его заживо. Брюс Паттинсона настолько сломлен внутри, что вы наполовину ожидаете, что он разогреет в микроволновке целого омара на ужин и посмеется над концовкой “Джерри Магуайра” на десерт, и тот факт, что он всегда выглядит так, как будто он только что вернулся с концерта My Chemical Romance 2006 года, не помогает (это только делает его склонность к ведению дневника более эмо, чем “Первый исправленный”).
То, что это не выглядит как пародия на пародию, свидетельствует как о целостном характере видения Ривза, так и о рвении, с которым Паттинсон покупается на это. Брюс - чистый ид (“Я - месть” - обычный рефрен), но актер, стоящий за подводкой для глаз, достаточно серьезен, чтобы уравновесить свой гнев, и “Бэтмен” переживает свой окончательный переход на более знакомую территорию фильмов о супергероях из-за медленно оттаивающего самосознания, которое Паттинсон привносит в главную роль - его осознание, вызванное лучшей в карьере партитурой Майкла Джаккино, которая врезается в вашу голову, как если бы Бэтмен сидел за пианино и играл сам. Если Брюс уже знает, что страх - эффективное оружие, он скоро поймет, что с его помощью ничего не построишь.
Правда раскрывается медленно — медленно — по мере того, как Бэтмен и лейтенант Джеймс Гордон следуют подсказкам Риддлера все глубже в паутину коррупции Готэма (Гордона играет неблагодарный Джеффри Райт, актер, который по умолчанию использует свой режим “Западный мир” в фильме, где никто не играет против типа). Их глупое расследование разворачивается в тандеме с тем, которое Бэтмен начинает с Селиной, хотя оба регулярно прерываются и сближаются взрывными играми Риддлера. Электрического присутствия Кравица на экране достаточно, чтобы история происхождения Селины казалась менее простой, чем она есть, и она, и Паттинсон оба настолько красивы, что вы могли бы подавить свой смех, когда Женщина-кошка подходит, чтобы поцеловать неподвижное лицо Бэтмена (новый тип фильма о супергероях, тот же тип сексуальной дисфункции). Это тот случай, когда кинематографический вес оправдывает всевозможные глупости; гораздо интереснее наблюдать за крупным планом, как Брюс идет по коридорам ночного клуба Фальконе, чем видеть, как другие супергерои спасают мир.
Безусловно, самые тонкие отношения здесь - это отношения между Бэтменом и Риддлером. Единственная подходящая сцена, которую они разделяют вместе в конце своего долгого флирта, завораживает своими высказанными обидами и любопытными заблуждениями, поскольку “Бэтмен”, наконец, объединяет свое процедурное тело со своей душой супергероя как раз вовремя для дикой борьбы за будущее Готэма — фильм, примиряющий раздвоенную личность до такой степени, что некоторые из его персонажей никогда не смогут. В то время как Ривз, к сожалению, отступает в безопасный режим создания франшизы с предпоследней сценой, “Бэтмену” удается превратить Сигнал Летучей мыши в маяк надежды, а не в то, чего стоит бояться. Не только для жителей Готэма, но и для зрителей мультиплекса, которым неизбежно придется посетить город еще несколько раз, прежде чем Голливуд даст нам куда-нибудь еще пойти. По сравнению с фильмами о супергероях, которые были до этого, “Бэтмен” уже на полпути к этому.
Оценка: B
на данный момент у Бэтмена Critic Reviews на imdb (оценки от 60 до 100)
Shahbaz - The Movie Podcast@shayhbaz
#TheBatman is the BEST BATMAN MOVIE EVER. @MattReevesLA has created an intelligent Dark Knight story. The grounded tone with the dark interior create the most memorable Gotham City ever. Dano is terrifying, Kravitz is mesmerizing and Pattinson IS The Batman.
@WarnerBrosCA
#TheBatman - ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ О БЭТМЕНЕ. @MattReevesLA создал интеллектуальную историю о Темном рыцаре. Приземленный тон с темным интерьером создают самый запоминающийся Готэм-сити. Дано ужасен, Кравиц завораживает, а Паттинсон — Бэтмен.
@WarnerBrosCAGIF
9:00 PM · 28 февр. 2022 г.·Twitter for iPhone