Мэтт Ривз несколько недель уклонялся от звонков Warner Bros. Он находился где-то в середине пяти-шести месяцев напряженной работы над «Войной планеты обезьян», самым амбициозным фильмом в его карьере на тот момент, и ничто не могло нарушить его концентрацию.
Он столкнулся с командой аниматоров из Weta Digital, увеличил на 400 % лицо обезьяны Сезара, своего лидера, мучительно пытаясь уловить нюанс эмоций, необходимых для сцены, когда ему в очередной раз позвонил его агент. Он помедлил, потом ответил.
«Итак, эта встреча, которую хочет провести Warner Bros. Это не общее собрание, — начал его агент. «Это о Бэтмене».
Ривз вышел из-за стола анимации.
Бэтмен .
Мэтт Ривз родился в 1966 году, через три месяца после дебюта на телевидении манерного сериала Адама Уэста о Бэтмене, и к пяти годам он смотрел повторы после школы каждый день — в одно и то же время летучей мыши, на одном и том же канале летучей мыши — очарованный персонажем.
«Костюм, бэтмобиль , все это было очень увлекательно. Я не увидел в этом ничего смешного. Я просто подумал: «Вау, Бэтмен действительно крут», — говорит нам Ривз.
Бэтмен
Мэтт Ривз на съемках «Бэтмена»
Когда он увлекся комиксами в подростковом возрасте, он начал замечать, что происходит что-то большее, персонаж со сложностью, с которой никто из других костюмированных персонажей не мог сравниться.
«Я всегда чувствовал, что история Бэтмена — особенная история. Он не совсем супергерой. Он тот, кем движет боль прошлого. Он пытается найти какой-то способ разобраться в своей жизни. Это очень психологическая история. Это персонаж, который мне ближе всего», — говорит Ривз.
Была версия этой истории, которую он всегда мечтал рассказать, глубоко личная, и через два готических шедевра Тима Бертона с Майклом Китоном, неоновые и мультяшные два Джоэла Шумахера с Вэлом Килмером и Джорджем Клуни и даже приземленный, ориентированный на человека Кристофер Нолан. В трилогии о Темном рыцаре с Кристианом Бэйлом понимание Бэтмена Ривзом осталось неизученным.
К несчастью для него, сценарий Бэтмена, о котором Warner Bros. постоянно звонил ему, оказался не тем, что он себе представлял. Сценарий, который они прислали, Бен Аффлек написал для себя, чтобы сыграть главную роль, фильм, который он изначально намеревался снять, прежде чем решил отступить.
«Я прочитал сценарий, который у них был, и это был абсолютно правильный взгляд на фильм. Это было очень динамично. Это было очень тесно связано с DCEU, с появлением других главных персонажей из других фильмов и других комиксов. Я просто знал, что когда я читал этот конкретный сценарий, он был не таким, каким я хотел бы его сделать», — объясняет Ривз.
Даже когда часы обратного отсчета шли, чтобы он сдал Обезьян , он решил лично пойти в Warner Bros., чтобы уважительно сказать им «нет».
«Я сказал, послушайте, я думаю, может быть, я не тот человек, который подходит для этого. И я объяснил им, почему я люблю этого персонажа. Я сказал им, что было так много замечательных фильмов, но если я буду делать это, мне придется сделать это личным, чтобы я понял, что я собираюсь с ним делать, чтобы я знал, куда поместить камеру, чтобы я знал, что сказать актерам, чтобы я знал, какой должна быть история. Этот вариант, сказал я им, указывая на сценарий, абсолютно правильный и захватывающий. Это почти как в стиле Джеймса Бонда, но мне это не очень нравилось», — говорит Ривз.
«Итак, что я хотел бы сделать, если вам интересно, так это то, что я хотел бы принять участие и найти способ взять историю и сделать ее очень, очень личной, и добраться до того места, где я хочу, чтобы он был, чтобы сделать это историей о Бэтмене и дать ему арку, и чтобы история потрясла его до глубины души. Это не будет другая история происхождения, не с Беном уже в образе. Но я бы так и сделал, — сказал им Ривз.
Прежде чем они слишком разволновались, он бросил кикер, намереваясь отпугнуть их навсегда.
— Я сказал, но вот еще что. Вот почему я думаю, что вы не захотите, чтобы я был режиссером этого фильма. Я даже не могу рассказать вам, что это за история, в течение нескольких месяцев, потому что я должен закончить этот фильм об обезьянах . И, к моему полному шоку и удивлению, они сказали: «Знаете что, мы действительно хотели бы, чтобы вы это сделали». И мы будем ждать».
К началу 2017 года, когда он вносил последние штрихи в Apes, начался переход. По словам Ривза, Бен начал пересматривать то, чем он хотел заниматься. Это мягко сказано. Бен пережил, пожалуй, самый трудный год в своей жизни, и Бэтмен стал его наименьшей заботой.
«Мы понятия не имели, что происходит, — говорит нам Дилан Кларк, давний продюсер Ривза. «Бен — мой друг, и я люблю Бена, но я точно не знала о том, что происходит в его личной жизни. [Мы узнали об этом] гораздо позже».
Аффлек полностью ушел, оставив Ривза и Кларка с чистым листом. Теперь их версия Бэтмена может быть какой угодно. Итак, загадай мне загадку, Ривз — что будет? Что это за идея, которую ты держал так близко к груди?
«Я не проработал эту историю. У меня была эта путеводная звезда. Затем тот факт, что был момент перехода, дал возможность сказать: хорошо, а что, если мы не будем делать еще одну историю о происхождении? Что, если вместо этого мы отправимся к несовершенному Бэтмену из его ранних дней?»
Это было нечто, к чему можно было стремиться — «Бэтмен: год второй».
Бэтмен
Роберт Паттинсон в роли Бэтмена
«Во многих историях о Бэтмене, которые мы видели в кино, вы видите историю происхождения. Вы видите, как убивают его родителей, а затем видите, как он совершенствуется, чтобы стать Бэтменом. Я хотел рассказать историю, в которой сам Бэтмен не идеален — где у самого Бэтмена есть арка, как я уже говорил, — потому что много раз вы видите истории, где он становится Бэтменом, затем появляется злодей из Галереи Разбойников, а затем их история, и вы наблюдаете, как он идет с ними лицом к лицу», — говорит Ривз.
«Я хотел, чтобы главным героем истории был несовершенный Бэтмен, которому уже год, и он все еще пытается понять, как это сделать, как быть эффективным, и у него не обязательно получается. Он сломан и загнан. И одна из слабостей в том, что он до сих пор не понимает, насколько многое из того, что он делает, движимо полностью личным. Ему хотелось бы думать, что он поступает правильно, что есть другая его часть, что он борется прямо с ограничениями. Он борется с собой. Таким образом, я думаю, что его самая большая слабость заключается в том, что он не понимает, в какой степени человек, с которым он борется, — это он сам».
Таким образом, Бэтмен Ривза еще не Бэтмен — он просто так думает. И ему еще предстоит столкнуться с правдой, секретами, которые он должен раскрыть, прежде чем станет тем, кем он себя считает.
Но кто должен играть такого Бэтмена? Ривз, всегда любивший кино, долго и упорно думал об актерах, которые, как он видел, лучше всего передавали этот дух — кто-то, кто мог бы быть правдоподобным и как человек действия, забрасывающий преступников в Аркхем, с подтекстом, что он мог бы быть пациентом в Аркхэме. сам.
Проводя мозговой штурм с Кларком после долгого и кропотливого этапа написания сценария, Ривз подумал об одном из лучших фильмов и лучших спектаклей последнего десятилетия — «Хорошее время» (2017) с Робертом Паттинсоном в главной роли.
«Роб только что делал эти удивительные роли с этими невероятными режиссерами и демонстрировал все эти навыки. «Хорошее время» был фильмом, которым мы просто восхищаемся. Он такой настоящий, он такой сильный. Была эмоциональная дуга, траектория, которая действительно резонировала с нами», — говорит Кларк.
Они считали, что Паттинсон был единственным актером, который мог передать те слои, которыми должен был обладать их Бэтмен, человек мести и надежды, одержимый, почти в бреду человек, который остается ясным, который все еще может представлять справедливость в несправедливый мир.
Бэтмен
«Вы действительно должны найти актера, у которого много отбивных. Нам повезло, что Роб захотел это сделать, потому что у него есть такие способности. Он такой талантливый», — говорит Кларк.
«Я просто знал, что есть что-то радикально отличное от всего, что мы видели в фильмах о Бэтмене раньше», — говорит Паттинсон.
«С самого начала его охватывает отчаяние. Он действительно работает над этой яростью. Все бои кажутся очень личными. Он хочет вершить правосудие по-своему. Он просто вынужден это делать. Другого варианта нет», — продолжает Паттинсон.
Однако то, что это будет история о Бэтмене в первую очередь, не означает, что Галерея Разбойников не будет играть решающей роли, они просто не будут сердцем истории, как Женщина-кошка в «Бэтмен возвращается». Загадочник был в «Бэтмене навсегда», мистер Фриз был в… ну, вы поняли.
Самым важным для Ривза было то, что это будет похоже на детективную историю, нуар-фильм 50-х, где голый город — это все, что имеет значение, и пробираться через него означает вызывать гнев любого количества сомнительных персонажей.
Первый в его списке — серийный убийца.
«Я очень рано понял, что хочу историю в стиле серийного убийцы, в которой убийства раскрывали бы это сотрудничество между людьми, которые являются законными столпами в городе, и преступным элементом в городе. Я хотел, чтобы эти вещи переплелись», — говорит Ривз.
«Бэтмен расследует эти преступления, все из которых указывают на историю города, и эта история в конечном итоге возвращается к его собственной семейной истории. Это начинает сотрясать его самое сердце, заставляет его проснуться и измениться».
В то время как он снова и снова спрашивал себя о костюме Бэтмена — почему мужчина вообще носит такой костюм — он начал думать о человеке, который носил его в реальном мире, одном из самых известных серийных убийц в американской истории.
«Я начал думать об Убийце Зодиака, потому что он создал для себя костюм и носил черный капюшон, у него были свои знаки отличия. Он был одним из первых антисупергероев, страшной фигурой, терроризировавшей Калифорнию», — говорит Ривз.
Возможно, если бы Зодиакальный Убийца был в Готэме, подумал он, он оставил бы шифры Бэтмену, а не полиции Сан-Франциско.
«Это сразу же заставило меня подумать: о, это может быть совершенно новая версия Загадочника», — говорит Ривз.
Бэтмен
Пол Дано в роли Загадочника
Зодиакальным Загадочником Ривза, так сказать, будет Пол Дано, который ранее мастерски воплощал чудовищные и измученные души в таких фильмах, как «Нефть» (2007), «Заключенные» (2013) и «12 лет рабства» (2013). ).
Даже с таким резюме Дано по-прежнему находил эту версию Загадочника сложной задачей, которая так глубоко его выбивала из колеи, что он не мог заставить себя подготовиться к ней в одиночку дома.
«Я довольно много читал о серийных убийцах в целом, и это было нелегко. Я нашел это настолько сложным, что мне пришлось пойти в кафе и читать. Мне просто нужно было более дружелюбное окружение, чтобы читать этот материал», — говорит Дано.
Дано также обнаружил, чем больше он изучал сценарий, что его Загадочник был больше, чем просто Убийца Зодиака с вышитым вопросительным знаком. Персонаж, которого напишет Мэтт, имел ту же эмоциональную сложность, что и его Бэтмен — он тоже был человеком, сформированным миром, который воспитал его таким же, как и Брюс Уэйн.
«Я понял, что Бэтмен рождается в травме. Как и некоторые «злодеи», — говорит Дано.
Пока Бэтмен мчался за последним серийным убийцей Готэма, оставляя ему подсказки о том, как он выбирал своих жертв, Ривз начал видеть, как перед его мысленным взором появляются другие классические персонажи. Возможно, он забрел в ночной клуб и познакомился с его владельцем Пингвином еще в первые дни своей карьеры, еще до того, как получил статус вора в законе. Может быть, он будет следовать за городскими властями и гангстерами, населяющими ночной клуб, по пути наткнувшись на Селину Кайл, Женщину- кошку . Возможно, одним из гангстеров был Кармине Фальконе.
«Это никогда не было попыткой сказать: «Эй, давайте просто возьмем каждого крупного персонажа Бэтмена, который только может быть». Это был скорее вопрос, как мы рассказываем историю таким образом, чтобы раскрыть классическую нуарную ткань Готэма Warner Bros., а затем просто предоставили все эти возможности для создания новых версий классических персонажей. И это было очень интересно для меня», — говорит Ривз.
По мере того, как он собирал свой актерский состав: Зои Кравиц в роли Женщины-кошки, неузнаваемый Колин Фаррелл в роли Пингвина, Джон Туртурро в роли Кармине Фальконе, Джеффри Райт в роли комиссара Гордона, Питер Сарсгаард в роли окружного прокурора Гила Колсона и сам Сезар Обезьяна Энди Серкис в роли Альфреда Пенниуорта, он начал засыпать их точками соприкосновения, фильмами для просмотра и изучения, которые помогут им понять, к чему он стремится.
Бэтмен
Зои Кравиц в роли Женщины-кошки
«Он говорил о многих фильмах, которые я очень уважал, таких как «Таксист», в которых действительно были персонажи. Со многими этими отсылками я подумал: «О, вас будут интересовать люди? А что заставляет людей что-то делать? И, да, это то, что такое Film Noir. Это не просто эстетика, это действительно исследование темной стороны нас самих», — говорит Сарсгаард.
Некоторые отсылки вообще не были кинематографическими.
«Он даже упомянул Nirvana, музыкальную группу, во время одного из телефонных звонков, потому что как передать тон актерам? Вы создаете мир, который существует в параллельной нашей вселенной, и он должен быть аутентичным. Как вы описываете этот мир? Это шаг за шагом, тысяча крошечных кусочков», — говорит Сарсгаард.
Если у Ривза и было одно правило во время кастинга, так это то, что он выбирал актеров, которые лучше всего подходят для фильмов, в которых плащи не были главной особенностью — бруклинский контингент, как называет их Туртурро.
«По кастингу можно было сказать, к чему он стремился. Вы начали слышать о том, кто еще снимался в фильме, и, кстати, мы все живем в паре кварталов друг от друга», — говорит Туртурро. «В фильме нас как минимум пятеро, которые могли бы ходить друг к другу в квартиры».
«Много раз заслуживающие доверия, действительно умные актеры не хотят сниматься в фильмах по комиксам. Мэтт пользуется большим доверием в создании пространства для кино с актерами, поэтому я думаю, что все они хотели продолжить это исследование вместе с ним», — говорит Кларк.
Бэтмен
Энди Серкис в роли Альфреда Пенниворта
«Я думаю, что на самом деле все сводится к тому, что Мэтт создал на странице персонажей, которые были очень разными и имели действительно богатую предысторию, и эти актеры могли прийти и сделать свое дело».
Именно в их сложностях и кроется душа фильма.
«Мэтт, как режиссер, концентрируется на эмоциональной основе истории. И я думаю, что в этом случае сердце бьется очень, очень, очень похоже на этот антиутопический Готэм», — говорит Серкис.
Готэм Бэтмена тоже будет иметь социально-экономические сложности, которые фильмы прошлого оставили неисследованными, что побудило Джеффри Райта подписать контракт.
«В Готэме Мэтта усики класса очевидны так, как мы не видели раньше. Мы видим интерстициальную ткань класса; мы видим напряженность там. Есть предположения, что другие фильмы снимали, а не он, динамика, которую Мэтт раскрывает и позволяет нам жить в повествовании более ярко, потому что мы не принимали вещи как должное. И это напрямую влияет на отношения между Гордоном и Бэтменом», — говорит Райт.
Мэтт Ривз, возможно, наконец-то рассказал психологического нуара о Бэтмене, о котором он всегда мечтал, тот, который поставил все галочки в том, какой, как он надеялся, может быть история о Бэтмене, но, хотя он не хотел, чтобы история взаимодействовала с другими аспектами DC. Расширенная вселенная, он не хотел, чтобы эта история была одноразовой, как оскароносный Джокер Тодда Филипса. Хотя это может быть «второй год», его Бэтмен создает мир, построенный так, чтобы выдержать многие годы — истории, которые, как он надеется, он сможет рассказать сам.
Колин Фарелл в роли пингвина
И хотя он считает, что его Бэтмен, пожалуй, лучшая версия из когда-либо существовавших, такой же большой поклонник, как и предыдущие версии, он ни в коем случае не хочет, чтобы его Бэтмен был концом персонажа, последним способом переосмыслить его. Бэтмен создан для переосмысления и реконтекстуализации в каждом поколении, и хотя его Бэтмен уже почти в мире, другие кинематографисты все еще носят своего Бэтмена с собой, еще не рассказывая ни души, пока, возможно, Warner Bros. не обратятся к ним с тем же призывом, что и они. когда-то делал его. И это чертовски возбуждает его.
«Нет никаких сомнений в том, что это будет продолжаться еще долго после этого. Это здорово, потому что это великий миф. Оно позволяет себе почти бесконечное переосмысление. Было так много итераций, и что было важно для меня, критично для меня было то, что я не мог приступить к этой, не чувствуя, что у нас будет что-то окончательное, чтобы сказать об этом мифе», — говорит Ривз.
«Я думаю, что многие из этих великих мифов обладают той силой, которая заключается в том, что если они действительно резонируют, они позволяют вам найти способ взять те аспекты, которые нравятся людям, а затем сделать с этим что-то новое. А потом люди подключаются к нему снова и снова. И я надеюсь, что это то, что мы сделали».
Бэтмен в кинотеатрах 3 марта на Ближнем Востоке