“Я думаю, что в моих фильмах есть определенная нежность, определенная человечность, и это то, что имеет значение для меня”, - сказала Клэр Дени, режиссер фильма “Светская жизнь.CreditCreditEmily Berl для The New York
16 апреля 2019 года,
Клэр Дени, величайший в мире кинорежиссер, сидит на диване и пьет травяной чай. Она находится в Нью-Йорке, продвигая свой новый фильм "высокая жизнь", выразительную аллегорию о младенцах, заключении и межгалактических космических путешествиях с Робертом Паттинсоном в качестве одного из нескольких молодых заключенных, призванных на миссию в черную дыру.
Денис, родившийся в Париже, но воспитанный в Западной Африке родителями-государственными служащими, является автором автора, бескомпромиссным в своем видении и единственным в эстетическом стиле. Ее фильм-это кино повседневных ритуалов, личных историй и запутанного расчета с затяжными последствиями колониальной агрессии.
Давний поклонник и студент ее работы, я говорил по скайпу с Денисом, теперь 72, о беспокойстве,” высокой жизни " и острых способах, которыми она изображает жизни и души черных людей на экране.
Клэр Дени я в порядке. Вообще-то, я не знаю. Я немного устала , немного обеспокоена , и все же я счастлива поговорить с вами.
Дженкинс и я счастлив поговорить с вами. Беспокойство, я понимаю. Фильм открывается, да? Я бы представьте, что вы привыкнете к нему.
Денис О, нет. Все хуже и хуже.
Дженкинс все хуже и хуже?
Да, потому что в самом начале есть что-то вроде невинности. По крайней мере, я это сделал, понимаешь? А что, если я больше никогда не буду? Тогда мало-помалу люди стали чего-то ожидать. Я думаю, что хуже, да.
Дженкинс я был [на Международном кинофестивале в Торонто, где фильм дебютировал], и я думаю, что были ожидания. Люди слышали, что этот фильм сумасшедший. Но это была не такая уж дикая, далекая тварь. Это была просто твоя работа.
Денис я думаю, что в моих фильмах есть определенная нежность, определенная человечность, и это то, что имеет значение для меня.
Дженкинс, я бы согласился. Вот почему я люблю твою работу. Всякий раз, когда люди говорят, что в моей работе есть нежность, Я говорю спасибо, Клэр, Денис.
Денис, да ладно тебе. Я имею в виду, спасибо, спасибо, что люди верят в создание фильмов с таким содержанием. Мне понравился твой последний фильм.
Дженкинс, большое спасибо. Вы [сказали, что вам] было неудобно говорить по-английски, но я помню, что в первый раз я услышал ваш голос, это было по-английски, и это оказало на меня очень глубокое влияние, потому что вы были так вдумчивы в своих ответах.
Денис я думаю, что я тоже медлителен в своих мыслях. Я не быстрый, даже по-французски.
Дженкинс, это что-то, что ты открыл в своей работе? Или ты просто так вырос? У вас очень интересный опыт, и очевидно, что он создал человека, который делает искусство таким образом, который очень отличается от того, как мы все делаем искусство.
Денис, я так думаю. Расти [вверх] в Африке в конце колониальной эры было так много для ребенка, чтобы понять. Я пытаюсь понять своих родителей, людей, других белых людей, и я пытаюсь понять, что это было, наблюдать за этим моментом, когда [движения За свободу] хотели конца колонии, Вы знаете?
Возможно, это было очень наивно, но я подумала, что все налаживается. И мои родители, особенно мой отец, он был очень оптимистичен, и он был так за свободу Африки, я думаю, это дало нам свободу думать, свободу быть независимыми, не быть такими французами.
Но когда я приехала во Францию, когда мне было 13, 14, я поняла, что я совершенно другая. Меня готовили к другой жизни. Я не мог быть таким, как мой кузен, как мой друг, но, возможно, я чувствовал себя непригодным для стольких вещей во Франции. И поэтому кино стало поводом жить и выражать свои чувства.
Дженкинс Вы упомянули оптимизм вашего отца, потому что я думаю, особенно в вашей работе, которая разворачивается в Африке, есть это напряжение между надеждой на то, что все может быть, и реальностью того, как все есть. Я бы сказал, как черный кинорежиссер, мои друзья и я говорим о работе, которую вы сделали, которая установлена на континенте, и как что-то очень верно об этом. Отчасти это потому, что у вас есть личный опыт, но кажется, что вам не все равно, что очень важно для художника.
Денис не только мне небезразличен, но я знал, даже когда мне было 3-4 года, что что-то было несправедливо, что эта ситуация была ужасной. Я знал, что быть хозяином среди людей-неправильно. Это давало мне чувство вечной вины.
Дженкинс: вы вернулись во Францию, когда вам было 13, но вы не сделали свой первый фильм, пока вам не было, я думаю …
Денис 39.
После того, как Дени выросла в Африке, она вернулась во Францию подростком и оказалась не на своем месте. "Кино стало поводом жить и выражать свои чувства.”
Дженкинс, мне столько же лет, сколько было тебе, когда ты снял свой первый фильм “Шоколад".” Что произошло между этими годами?
У меня была не очень легкая Юность. Я вышла замуж. Я сбежала из дома, когда мне было 15. Я делала много сумасшедших вещей, но, знаете, Европа 68-го года была чем-то вроде огромной перемены. Мы думали, что ничто уже не будет прежним.
Меня заинтересовали фотографии. Я встретила кое-кого, кто сказал мне, что тебе стоит попробовать пойти в киношколу. Я провела там три года, а потом развелась. Я должна был найти работу, и режиссёр помог мне найти работу, и так я стала помощником директора. Я обожала это. Люди всегда спрашивают меня, ты был расстроена, что стала ассистентом? Нет, наоборот. Это было здорово. Я так хотела быть полезной.
И раз или два, с Жаком Риветтом, французским режиссером, он убеждал меня делать свое дело. И, в конце концов, я был с Вимом Вендерсом, исполняющим "Париж, Техас", и внезапно я поняла, что мой первый фильм будет напоминанием о моей юности в Африке. Потому что я подумала: Если я не начну с “шоколадки”, я всегда буду неуравновешенной. Что-то, что я должен сказать, это я, и все.
Дженкинс " шоколад” был опыт того, чтобы выразить себя?
Денис да, но я не выражал себя от первого лица. Я пытался выразить группу людей, черных и белых, живущих под одной крышей. По хорошим или плохим причинам, я хотел поговорить об этой вине, и о том моменте, когда этот молодой домашний решает, что для него все кончено, чтобы служить белым людям.
Я очень хорошо помню, как один друг Исаака Де Банколе [звезда фильма] сказал ему: "о, Исаак, ты не будешь играть домашнюю прислугу белых людей, это так унизительно. И я сказал, Нет, это главная часть.
Во Франции, и в Париже в частности, было немало актеров, которые прославились благодаря вашей работе, Одним из которых был Исаак, а другим — Алекс Дескас. Поговорим о работе с этими черными. Я предполагаю, что это не отличается от работы с кем-либо еще, но это очень специфическая вещь, потому что во французском кино эти актеры обычно не получают роли, которые являются очень центральными.
Денис нет. Айзек сейчас в Нью-Йорке. В Париже я смотрел [художественную выставку " черные модели: от Жерико до Матисса”] вместе с Алексом. Я сказал ему, что это странно, я думаю, это следует назвать отсутствием черного, а не присутствием, потому что его так мало.
Когда я делал “35 выстрелов Рома”, Я помню, некоторые люди искренне [говорили], что странно, в этом фильме нет белых людей. И я подумал, Да, но если ты просто перейдешь улицу, ты увидишь тех же людей. Это не я придумал. Люди просто слепы в пути.
Дженкинс, я хочу перекинуться и поговорить о времени. То, как вы структурируете свои фильмы, очень провокационно для меня. Иногда мне не удавалось понять, как вы структурируете свои фильмы, и есть вещи, которые я написал, но никогда не сделаю, потому что я слишком старался понять. "Высокая жизнь “ - это самый длинный промежуток времени, который кто-либо может попытаться предпринять в фильме, но тогда первый ваш фильм, который я видел,” пятничный вечер", - это один из самых коротких промежутков времени, и они оба исходят из одного и того же ума. Так что мне любопытно. Как Клэр Дени подходит ко времени?
Денис с точки зрения написания сценария, я должна выяснить моменты, и если я вижу момент, который выполнен, я думаю, что теперь я могу начать писать, потому что, по крайней мере, у меня есть этот момент, и я знаю, что этот момент будет своего рода образцом того, из чего должен быть сделан фильм.
Я пыталась сделать диаграммы-это случилось накануне, и это-но это никогда не работало, потому что это абстрактно. Мне нужно чувствовать эти моменты, и иногда, может быть, правильно или неправильно, мне не нужно говорить, что этот момент произошел вчера. Я просто иду дальше, кусок за куском, как стена, и это дает мне не свободу, а какое — то чувство, которое я смогу — когда буду снимать-быть внутри сцены, а не снаружи в этот момент.
Странно это так объяснять.
Дженкинс, это идеально. Это должно быть странно, потому что я видел большую часть твоих работ, и я все еще борюсь с этим. В ["Светской жизни"] вы можете отправить любого в космос, и все же вы выбираете этих детей, которых общество отбросило. Есть что-то очень глубокое и эмоциональное в этой идее, что характер Роберта реабилитирует себя и становится этим отцом, и все же он не может вернуться. Это кажется очень политической, активистской вещью. Вы знали, что это происходит? Или дело было только в персонаже?
Денис я не вынесу смертной казни. Для меня это так бесчеловечно. Я понимаю, если кто-то стреляет в другого человека, но организовать общество, в котором есть люди, которые ждут [казни], эта жестокость, это так ненужно, потому что это не делает мир лучше.
Я хотел переключиться и поговорить о молодых людях, таких как моя подруга Эми Сейметц, замечательный кинорежиссер. Затем я встретил вас на показе Safdie brothers “Good Time " в Каннах [фильм, в котором также снимается Паттинсон]. Каково это-знать, что все мы, молодые кинематографисты, восхищаемся тобой и черпаем силы в твоей работе? Может, ты чувствуешь ответственность?
Денис, конечно, нет. Я горжусь тем, что люди, давайте возьмем Мати Диоп [актрису в "35 выстрелах Рома"], например, тот факт, что она позвонила мне, чтобы сказать, что фильм закончен. Конечно, она все это сделала. Я ей не нужен, Но я чувствовал, что горжусь этим. Не потому, что я женщина, а она молодая женщина, нет. Потому что я знаю, чего она хочет, и горжусь этим.
Дженкинс, да, и ты должен гордиться. Я хочу, чтобы это принадлежало тебе, потому что, когда я обедал с Мати, она сказала мне, что ты запрограммировал ее короткометражку [во время американского тура Дениса], и она сказала, что это так много значит для нее. Так что я думаю, ты вдохновляешь. Ты должен принять это.
Нет, я принимаю это. Я потерял свою мать [в 2017 году], и жизнь так коротка; она исчезает просто так. Чтобы показать фильм Мати, это хорошо, что я сделал в своей жизни.
Дженкинс среди других хороших вещей. Знаете, когда я снимал свой первый фильм “Лекарство от меланхолии” [о предполагаемой молодой паре в Сан-Франциско], в нем был отрывок из “вечера пятницы”. И я помню, как разговаривал с [композитором Диконом Хинчлиффом], и Дикон сказал, что вы можете иметь песню, но Клэр должна ее одобрить. И это до "Лунного света".- Вы сказали "да". Этот малыш, ты можешь взять песню, и ты знаешь, что никто никогда не увидит этот фильм. Несколько человек видели его, но не многие.
Денис, ты можешь получить от меня любую песню. У меня ничего нет. Я ненавижу эту идею.