Джеймс Грэй привносит характерно сдержанный, медленно нарастающий, целенаправленный накал в эту занятную историческую драму. Она основана на подлинной истории полковника Персиваля Фоссета, британского исследователя и офицера прошлого века, которого заразили идеей, что в глуби амазонских джунглей расположен затерянный город «Z» – оплот исчезнувшей цивилизации, пропущенный историческим и археологическим обществами. Для сценария Грэй адаптировал статью «Нью-Йоркера» за 2005 год и вышедшую вслед за ней книгу Дэвида Гранна. Причудливая в некотором роде кинолента, которая вполне могла бы стать захватывающим приключенческим проектом в стиле Дэвида Лина, и превратившаяся в интровертную, слегка угрюмую и перескакивающую с торжественного на скучное картину. Впрочем, тут не отнять упорной, пронзительной умственной работы.
Фильм Грэя показывает, что участие Фоссета в изучении Амазонии коренится в просьбе Королевского географического общества. Оно обратилось к Фоссету с просьбой выступить добросовестным посредником в пограничном споре между южноамериканскими государствами, коий в свою очередь возник из эксплуатации местных ресурсов. Во время пребывания там Фоссет смотрит дальше коммерческих рисков и даже традиционного трепета перед империальным престижем. Он находит горшечные обломки и осколки скульптуры, что порождает пожизненную одержимость и необходимость выслуживаться перед снобами и крючкотворами, смотревшими на Фоссета свысока из-за его недворянского происхождения. Его амазонские приключения проходят на фоне грядущей войны; этими экспедициями движет та же неуместная романтическая потребность доказывать мужественность и отвагу, равно как и потребность в уклонении и побеге от грязных конфликтов.
Чарли Ханнэм играет Фоссета, Сиенна Миллер отлично исполняет роль его жены Нины; Том Холланд – сын полковника Том, который сопровождает его в последней роковой экспедиции в сельву; Роберт Паттинсон – Генри Костина, его бородатого и всклокоченного помощника.
Необычность этого фильма – в аллюзиях на идеи «Духа тьмы» Джозефа Конрада или «Агирру, гнев Божий» Вернера Херцога, который по-своему интерпретирует их. Лента более эпизодична. Это не единое наглое сумасбродное приключение в джунглях, в котором отчаянно паникующие участники переживают фатальную встречу с варварами, пробуждающей дикую алчность в душах западных авантюристов. Мелькают знакомые кадры: пугающий заплыв вверх по реке, смертоносные стрелы аборигенов, таящихся в растительности, выбеленные в знак каннибализма черепа, обескураженность и раскол в иерархии исследователей и сюрреалистичная встреча в опере. Однако Грэй показывает нечто отличительное от Конрада и Херцога: исследователи в целости и сохранности возвращаются домой, их чествуют за подвиги, волей-неволей они пересекаются с вероломными коллегами, однако решаются вернуться в южноамериканские дебри.
Цикл повторяется, а порождённое нещадной уверенностью желание Фоссета вернуться нисколько не заглушает даже Первая мировая война. Его запутанные отношения с сыном навеяли мне мученические воспоминания Киплинга о своём сыне, погибшем в этой войне и увековеченном в стихотворении «Мой мальчик Джек».
В то время как другие исторические фильмы увеличили бы темп и добавили драмы и страсти, Грэй серьёзно и с согласованной плавностью сбавляет обороты, будто желая отгородить нас от увлечения Фоссета. Фильм отчасти претендует на мрачность, при этом сохраняя невозмутимость и интеллектуальность.