У меня Новый год бывает трижды. Один раз стандартный, потом когда проходит «Оскар» и, наконец, в апреле, когда объявляют программу Каннского фестиваля. Так что я сегодня праздную!
Помнится, как-то в разговоре с друзьями я выдвинула версию, что
Каннский фестивальпостепенно переходит из оплота артхауса в оплот «кино для взрослого зрителя». Мнение такое у меня сложилось после поездок в Канн-Венецию-Берлин. Все же два последних киносмотра больше уделяют времени авторскому кино, а вот Канн стал ну очень смотрибельный. Уильям Тёрнер, правда, смотрит так, будто не согласен.
Говорю с точки зрения зрителя — с фильмов Каннской программы я ухожу реже всего. Каждый фильм интересен по-своему, но некоторые фильмы интереснее других. Впрочем, в этом году особенно трудно составлять список вроде «10 главных Каннских фильмов». Глаза разбегаются, а в голове звучат слова Тьерри Фремо про то, что все кино в этом году немного странное. Странное я люблю!
Что меня приятно удивило в конкурсе и не только в конкурсе.
1. Наличие фильма
Беннетта Миллера, который все прочили во внеконкурсную программу. Почему-то считается, что он — коммерческий режиссер, это оттого что «
Капоте» и «
Человек, который изменил всё» отшумели на «Оскарах». Но дебют Миллера, документальный состоялся как раз на фестивале, правда, Берлинском. Сразу двумя специальными премиями была отмечена документальная лента «
Рейс» об эксцентричном нью-йоркском экскурсоводе. Можно посмотреть ее прямо здесь, если знаете английский и любите Нью-Йорк.
«
Охотник на лис» продолжает тему биографий в фильмографии Миллера интересен прежде всего тем, что там рассказывается неизвестная нам, но прогремевшая в Штатах история эксцентричного миллионера, наследника одного из богатейших промышленных кланов Джона Дюпона, построившего специальный комплекс для борцов на территории собственного поместья. Чего спортсмены не знали, так это того, что их покровитель постепенно сходит с ума, и это незнание будет стоить жизни одному из воспитанников базы.
Тут я писала про историю Дюпона подробно.
Главную роль играет
Стив Карелл, отличный актер, которому уже давно пора проявить свои драматические таланты. Рядом ним на этом снимке
Ченнинг Татум. Его появление в Канне будет, кхм, очень непривычным, но приятным для охотников за автографами.
2. «
Сен-Лоран», биография французского кутюрье от Бертрана Бонелло, снятая неофициально. Официальный «
Ив Сен-Лоран» пробежал на Берлинале в программе «Панорама», получил массу зуботычин от критиков и трусливо забился в угол. Надеюсь, что эта версия действительно достойна конкурса и окажется не такой постной и беззубой, как у
Джалиля Леспера.
3.
Ксавье Долан только-только представлял ленту «
Том на ферме» в Венеции (фильм выходит в российский прокат, не пропустите), как уже прибывает в Канн с пятой режиссерской работой. Долану 25, его все еще можно называть «канадским вундеркиндом», открытым как раз в Канне, где в 2009-м в «Неделе критиков» показывали его дебют «
Я убил свою маму». Это кино я смотрела в Питере, а вот уже со второй картины наблюдаю Ксавье на фестивалях. У меня где-то есть дурацкая фотка с ним, сделанная после премьеры «Воображаемой любви» — там Ксавье счастливый, с рокабилльским чубом и я с красной рожей. Тоже счастливая.
«
Мамочка» — драма об отношениях матери и сына, где Долан остался за кадром. Наконец-то фильм Ксавье в конкурсной программе, что, безусловно, его должно обрадовать. Надеюсь, фильм у него сложился. Вот, кстати, и главный герой:
4.
Сергей Лозница снова вернулся к документалистике. Режиссер в прошлом году прибыл на Майдан, где снимал происходящее, прервав работу над игровой лентой «Бабий Яр». Канн принимал две игровые ленты Лозницы, причем «Счастье мое» у меня до сих пор перед глазами. Помню, как мы пробегали мимо Дворца Фестивалей, глядя на расфуфыренную толпу, стекающуюся на красную дорожку «Счастья» и кто-то из моих коллег грустно так произнес: «
И вот они все такие декольтированные и напомаженные приходят, садятся — а им там человека в бетон заливают». Конечно, Канн видел и похлеще, но почему-то именно тогда контраст показался очень смешным. В прошлом году шутили с коллегами примерно так же: «Приходит Спилберг на конкурсный фильм, а там — «Эли» и член поджигают». Как помните, Спилберг в прошлом году возглавлял жюри, а упомянутая драма
Амата Эскаланте получила в итоге приз за режиссуру. Так что Канн любит погорячее.
«Майдан», безусловно, породит бурление определенного рода в российских и западных СМИ, но мне очень нравится «Блокада» Лозницы (если, конечно, слово «нравится» здесь уместно), так что новый документальный фильм режиссера будет очень интересен.
5. Молодые звезды коммерческих фильмов продолжают эксперименты с авторским кино. Звезды «Сумерек» уже приезжали в Канн парой — когда показывали «
На дороге» и «
Космополис», и в этом году Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон снова окажутся вместе. Стюарт снялась у Ассайаса в «Зильс-Марии», где сыграла ассистентку стареющей кинодивы (Жюльет Бинош), а Паттинсон сыграл в «Звездной карте» Кроненберга и в мрачном постапокалиптическом триллере Дэвида Мишо «Бродяга». Вот новый трейлер фильма, где всё грязное и горит.
Райан Рейнольдс ушел из мэйнстрима и степень удачи хождения в авторский кинематограф мы узнаем, когда увидим драму Атома Эгояна «Пленница». Там он играет отца, который как-то зимним днем оставил дочку в машине, чтобы купить ей мороженого, но по возвращению девочку не обнаружил. Спустя несколько лет, появляются доказательства, что его дочь все еще жива. Трейлер смотрится любопытно.
У Рейнольдса в загашнике еще один фильм, который я очень жду — черная комедия Маржан Сатрапи «
Голоса». Он там отрубает голову Джемме Артертон и прислушивается к советам своих питомцев — кота и пса. Ну смотрите, какая красота! Жду-жду-жду.
Много хорошего в этом году. Документальный фильм Вима Вендерса, «Исчезновение Элеанор Ригби» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем (интересно, обе части покажут?), режиссерский дебют Райана Гослинга «Затерянная река» (сдается мне, это будет что-то в стиле «Только Бог простит»), явление мастодонтов британского кино Майка Ли и Кена Лоуча со специальным выходом динозавра французского кино Жан-Люка Годара, не скупящегося на эксперименты (его новый фильм в формате 3D), вестерн Томми Ли Джонса, вестерн с Мадсом Миккельсеном, очень длинный фильм Нури Бильге Джейлана, документальное кино про советских хоккеистов «Красная армия», южнокорейский триллер «Мишень» — на всё про всё 11 дней.
А ведь еще «Неделя критиков» и «Двухнедельник режиссеров»!
У меня это пятый по счету Каннский, немножко юбилейный. В этом году буду запойно смотреть кино и миновать пресс-конференции — если нужно будет что-то послушать, увижу вечером в записи. Постараюсь что-то рассказывать вам в блоге по мере возможности. Впервые выдался шанс съездить на лучший в мире кинофестиваль и отрезать напрочь светскую жизнь и долгие очереди на пресски. Вы обязательно увидите звезд на фотографиях с премьер в разделе «Репортажи».
Церемония награждения в этом году пройдет не в воскресенье, как обычно, а в субботу, 24 мая. Результаты будут размещены в новостях.
Но мы еще обязательно встретимся здесь до Канна!
В комментах можно почитать любезный диалог кинообозревателя с поклонниками Роберто...