Джеймс Грей прокладывает свой собственный своеобразный путь через Голливуд и за его пределами на протяжении более двух десятилетий. В 25 лет он был тостом Венеции, взяв Серебряного льва для своего дебютного фильма "Маленькая Одесса", Триумф, который приведет его–к лучшему и худшему–к Харви Вайнштейну, Мирамаксу и скалистым отношениям с Каннами. Его последний фильм, "Потерянный Город Z", был критическим ударом, но не хватило в кассе. Однако этого было достаточно, чтобы убедить Брэда Питта, чей план B studio произвел Lost City, сняться в следующем проекте Грея: Ad Astra, научно–фантастический фильм, прибывший в мае этого года, Грей сравнил его с сердцем тьмы Джозефа Конрада.
Занятый режиссер сделал перерыв в пост-продакшн про Ad Astra, чтобы выступить в качестве президента жюри на Марракешском кинофестивале. Мы нашли его в Медине города, в саду роскошного отеля, который был построен на территории королевского поместья 12-го века. Верный форме, все пушки пылали.
Я хотел поговорить об ад Астре. Как именно Брэд Питт в это ввязался?
Я сделал Lost City of Z с ним или его компанией, и он сказал “ " что ты хочешь делать дальше?"и я рассказывал ему об этом фильме. Я не знал , где он был в актерском мастерстве. Он сказал: “Я хочу это сделать!” Таким образом, он в нем. И он великолепен. Я понятия не имею, как мир это примет, потому что ты никогда не знаешь такого рода вещей. Но он действительно хорош в кино. Он привнес в это много своей личной приверженности.
Это волнующе, но еще далеко не закончено. Я тут немного в отпуске. Я очень устал, потому что предыдущий фильм был физически очень сложным. Это была и Европа, и джунгли, и этот, я думал, будет проще. Не легче, как легкий фильм, чтобы сделать, но физически легче и не было. Поэтому мне нужно было прийти сюда. Мне нужно возвращаться домой. У меня есть более 600 снимков для обзора. Кстати, я получаю электронные письма “ " где ты? где ты? Вернись!”
Они не знают, что ты в Марракеше?
Нет, это я им рассказал ! Это я сделал. Они знали, поэтому они планировали вокруг этого. Это было важно для меня. Я имею в виду, что в основном вы сидите в театре по 12-15 часов в день с маленькой лазерной указкой. "Кадр 603RF! В углу этого изображения есть немного пурпурного, и я бы добавил немного отражения…”
Сотни уколов каждый день, так что я устал. Но это проблема высокого класса. Все нормально. Я делаю то, что мне нравится.
Как думаешь, когда все закончится? Может Канны?
Я ничего об этом не знаю. Они хотят, чтобы это было сделано к дате релиза, 22 мая. Они хотят этого раньше, и я действительно боюсь этого, потому что первоначально они хотели выпустить январь / конец декабря, и я подумал—и я был прав—что мы не сможем этого сделать. Вы знаете, обычно, когда вы видите научно-фантастический фильм есть ряд снимков, которые не выглядят очень хорошо. Я не хотел быть против даты релиза и иметь вещи, которые выглядят очень плохо. Я надеюсь, мы сможем сделать Мэй.
На бумаге Ad Astra чувствует себя как компаньон для Lost City of Z: два фильма о сыновьях под тенью своих родителей.
Ну, я позволю вам прокомментировать это, когда вы это увидите. Ты не ошибаешься, но у тебя будет больше информации, чем у меня. Потому что ты не ошибаешься на первый взгляд. Это почти как одна обратная сторона другой. Дело не в том, что это не было преднамеренным. Конечно, я самовлюбленный, потому что режиссеры-нарциссы. Но я не настолько самовлюбленный, чтобы думать об этом таким образом. Я просто пытался рассказать настолько личную историю, насколько мог.
Это больше научная фантастика или драма?
И то, и другое. Зачем укладывать его в рамки? Это проблема номер один, которую я имею—кстати, это справедливый вопрос, я не говорю, что—с такой фестивальной ситуацией всегда есть соблазн сразу классифицировать фильм, и если вы посмотрите на него—и я пытался предупредить своих коллег—присяжных об этом-режиссеры и кинокритики-худшие люди, чтобы судить фильмы! Режиссеры всегда думают: “я мог бы сделать это.” Критики говорят: “в этой части фильма, как в 1947 версии и эта часть...” и он такой “Бля! Просто посмотрите фильм и попробуйте поглотить его, а не сравнить его с каким-то другим гребаным фильмом и положить его в коробку!” Поэтому я думаю, что ответ и то, и другое, я не знаю. Это для вас, чтобы видеть и критиковать меня или нет.
Что представляет для вас Марракеш как председателя жюри присяжных?
Это фантастика. Вот почему я здесь, потому что я не могу смотреть эти фильмы. Я просто не знаю. Я имею в виду, что каждый вечер смотрю фильм. У меня есть отличный домашний кинотеатр, большой экран, отличный звук и очень удобный диван, иногда слишком удобный. Но я смотрю, что я могу получить, либо от FilmStruck, который сейчас выходит из бизнеса, либо из других источников, которые у меня есть, которые не FilmStruck, о которых я не должен говорить. [Смеется.]
Но я не могу получить на вершине просмотра каждого фильма из каждой страны. Меня спросили об арабском кино на другом круглом столе. Арабского кино у нас нет. Я приведу вам пример. Я видел фантастический фильм, снятый палестинским режиссером Элией Сулейманом, когда я был в Каннах в 2010 году, под названием "Время, которое осталось". И я посмотрел на это и подумал: “это действительно фантастика.” Это напугало меня, потому что я понял, как мало мы получаем.
Я использую этот пример как оправдание для просмотра других фильмов на фестивалях, потому что это единственный шанс, который я получаю. Кто-то еще спросил меня об африканском кино, и я сказал, что после Усмана Сембена я ни хрена не знаю. Что ужасно, но это не моя вина. Я делаю все, что в моих силах. Ты знаешь, кто в этом хорош-Марти Скорсезе. Я не знаю, как он получает эти фильмы, но у него есть ресурсы, откровенно говоря, за пределами моего, и у него есть целый фонд, и он получает все. Так что иногда я получаю вещи от него, но он больше на нем, чем я. Но даже у него есть проблемы.
Например, есть португальский режиссер Педро Коста. Около трех лет назад я ничего не видел у Педро Коста. Но он работал в течение такого долгого времени. Я только недавно посмотрел его фильмы, потому что они наконец-то стали доступны, и я хотел посмотреть их при правильных обстоятельствах. Я слышала о нем много лет, что он был важной фигурой, так что вы хотите посмотреть их при правильных обстоятельствах.
Говоря о фестивалях, я знаю, что у вас был трудный опыт с иммигрантом в Каннах. Что вы чувствуете по отношению к Каннам?
Знаете, Канны-это очень сложно. Я думаю, что большинство людей, которые едут в Канны и смотрят фильмы, они полны дерьма. Я думаю, что они там ради какого-то дерьмового плана. Они не позволяют фильму быть поглощенным эмоционально. Я был в жюри, и Изабель Юппер была великолепна. Я рассказал журналисту шутку об этом в Рейкьявике, Исландия, и следующее, что я знаю, выяснилось, что я не ладил с ней, что было совершенно неправильно. Я имею в виду совершенно неправильно.
Я действительно имел это в виду, когда сказал Это раньше. Я думаю, что кинематографисты очень плохо разбираются в кино. И я сказал это моим присяжным: убедитесь, что мы не пытаемся спроецировать то, что хотим от фильма. “Он не сделал то или это, как я хотел—-это не об этом. Он пытается поглотить то, что они пытаются общаться. Я позволил времени судить. Я могу сказать вам–и это может быть заявление о некоторой высокомерии, но в некотором смысле все кинематографисты высокомерны, мы должны быть—я думаю, что мои фильмы держались довольно хорошо, и я бы не сказал то же самое о всех победителях наград. Это должно тебе что-то сказать. Я думаю, проблема в том, что с этим фестивалем, в частности– - и снова я видел это из первых рук с другой стороны– - они являются защитниками статус-кво и в том, что они не думают, верно? Они думают, что они смелые.
И я говорю не о фестивале, Тьерри Фремо, я говорю о критическом учреждении. Он застрял в 1968 году. Если это портативная камера ... вы знаете тропы, вы можете увидеть это за милю. Это не означает, что каждый фильм с карманной камерой плох–я думаю, что Дардены великолепны–но есть язык, который принят в Каннах, это факт. И когда вы видите фильм, в котором есть фотография Дариуса Хонджи, и это классическая история–или она была представлена как таковая - вы думаете, что она отличается от других фильмов. Я видел все фильмы в конкурсе с того года, и этот фильм сильно отличался от всех других фильмов в конкурсе. Даже Coens, они имеют очень элегантный стиль, но фильмы ироничны. Я не говорю, что иммигрант хорош, не мне так говорить. Но что это было, так это то, что я пытался сделать Пуччини в поле, где все они пытались сделать 1968 год. Так что это странно, и ты смотришь это и что?!
Есть distain для классицизма? В этом проблема?
Я думаю, что есть неправильное понимание классицизма. Я думаю, люди ошибочно принимают форму за содержание. Они видят, что это история, которую они могут отслеживать, и они ошибочно принимают ее за консервативную. Я не думаю, что это то, что делает фильм современным или нет. Теперь это не означает, что каждый фильм, который имеет раздробленное повествование, не является современным. Очевидно, что есть некоторые, но я думаю, что вы должны посмотреть, что фильм на самом деле пытается выразить, прежде чем объявить его консервативным или нет. И это гораздо сложнее сделать, и это только мой вкус. И это проблема на этих фестивалях, потому что они хотят чего-то, что на поверхности, берет на себя большой риск.
Знаешь, как только я посмотрел фильм Дерека Джармена "Синий", я понял, что больше ничего нельзя сделать официально в кино. На самом деле это не так. Однажды Джексон Поллак капнул краской на холст. Существует форма кино, и он как бы сломал форму. И я мог бы пытаться делать это снова и снова, но для меня это было бы утомительно. Ты понимаешь, что я имею в виду, застряв в 1968? Это похоже на попытку сделать политическое заявление с фильмами в форме, которая мне кажется очень усталой.
Можем ли мы действительно продвигать кино?
Можем ли мы изобретать кино? Может ли человек изобретать кино? Да, но я не думаю, что ты можешь сделать это, пытаясь изобрести это. Я думаю, что если вы пытаетесь изобрести среду, это обычно проблема, потому что есть искренность, которая должна быть там. И если вы пытаетесь изобрести среду, это означает, что вы уже ставите себя перед материалом. Ты понимаешь, о чем я говорю?
Другими словами, в 2001 году есть что-то странно личное. Я имею в виду, может быть, он думал: “я собираюсь изобретать среднего."Он, вероятно, был, но я не думаю... вы знаете, что самое лучшее в этом фильме? Лучше всего в этом фильме для меня убивают компьютер HAL 9000, и это очень повествовательная идея: всезнающий компьютер, который убит. Это Циклоп из Одиссея, правильно? И жалко его, как он убивает, Как жалко Циклоп в Одиссее, когда он скрывает его.
Это говорит мне о том, что в западной цивилизации греки это поняли, и если у вас есть высокомерие, и вы думаете, что можете изобретать колесо, то вы, вероятно, не сможете. Таким образом, вы можете сделать что-то настолько честно, насколько сможете. Я имею в виду, Я думаю, что Конформист получает новый кинематографический язык... и, возможно, они пытались это сделать.
Как вы думаете, трудно в Голливуде сделать такие формально классические фильмы?
Это практически невозможно! Я говорил об этом много раз. У меня много друзей-режиссеров, но я чувствую себя совершенно одиноким. У меня нет группы друзей, которые пытаются сделать то же самое, что и я—это не значит, что я прав, но это действительно трудно, потому что я не чувствую этого чувства товарищества. Я имею в виду, у меня может быть один или два друга с похожими вкусами. P. T. Андерсон-мой друг, и он пытается делать такие вещи, но даже он делает что-то... я не знаю.
Но считаете ли вы, что кино, как вид искусства, все еще имеет ту же ценность, что и раньше?
Нет. Если я скажу тебе фразу “"Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться.”
Смотрите вы смеетесь, вы знаете, что это за фильм! Что было сделано в 1972 году. Можешь процитировать мне строчку из Аватара? Видите, вы не можете. Потому что места кинематографа в культуре разных-то по-другому, по крайней мере, почему я думаю, что он разный, что в студиях используются к обязательствам. Было 7 студий–была и Республика, РКО—но допустим 7. Каждый из них сделал один или два фильма, которые, как они думали, не заработают много денег, но, возможно, были премиальными фильмами или что-то еще, но это означало, что в конце года у вас было 10, 12, 14 фильмов, которые, возможно, не были успешными. Может быть, даже не были хорошими, но они были, по крайней мере, попытками. А потом у вас был Новый Голливуд, который был совсем другой историей.
Итак, в течение первых 60 лет звуковой эры в Голливуде у вас были инвестиции в поддержание широкого интереса к среде. Затем после "Звездных войн" что–то произошло, когда интерес—ну, я думаю, это капитализм-в создании только вещей, которые сделали огромные суммы денег, начали вступать в игру, и они не делают эти один или два фильма Каждый, и они, вероятно, думают, что это так умно, потому что им не нужно тратить на них деньги, и теперь среда умирает.
Итак, почему это происходит? Почему это больше не является частью языка? Я говорю о Соединенных Штатах. Я не могу говорить за другие места, потому что я живу в Соединенных Штатах. Я могу сказать вам, что в Соединенных Штатах это не имеет той же позиции известности и важности, что и раньше, и я думаю, что причина в том, что работа не исходит от американских кинематографистов, как раньше. Теперь, на международном уровне это, но это совсем другая история, потому что система доставки для международного кино совсем другая, а также американская система настолько чертовски доминирует.
Что вы думаете о Мартине Скорсезе, снимающем фильм для Netflix? Сам Мартин сказал, что он очень недоволен компаниями, которые говорят о контенте, а не о фильмах, потому что он делает контент для Netflix.
Я вовсе не виню его, я имею в виду, что кинорежиссер-заложник системы. Я имею в виду, они дали ему деньги, чтобы сделать это, и он делает эксперимент и бог с ним. Я бы никогда не стал винить его. Я бы сделал это за секунду, если бы мне дали денег на съемки личного фильма.
Вы упомянули 2001 год, "Звездные войны" и "Аватар", это три совершенно разных фильма. Я хотел спросить, какие у вас отношения с научной фантастикой?
Ну, я не считаю Звездные войны научной фантастикой. Я считаю это фантазией. Star Wars-это своего рода Флэш-Гордон или Бак Роджерс; вы знаете один из тех сериалов B-movie, которые люди смотрели в субботу утром. Вы знаете, это в основном то, что он сделал. Сочетая его с идеями истории Кэмпбелла и Куросавы, это странный меланж.
Я знаю, что это звучит как дерьмо, но я стараюсь как можно меньше думать о жанре, если я делаю жанровый фильм. Я стараюсь как можно меньше думать о научной фантастике, потому что не хочу застрять в тропах жанра. Так что я не смотрел 2001 год до этого, я не смотрел Blade Runner. Я люблю эти фильмы, но я не хочу застрять в том, что они делают, потому что тогда я собираюсь повторить это, и это не будет так хорошо.
А на личном уровне?
Нет, я понимаю ваш вопрос. Я думаю, что я отвечаю вам на личном уровне: я не думаю о жанре. Я думаю: фильм честен со мной? Я действительно не думаю о жанре. Забавно, потому что Мишель Франко, которого я люблю и который со мной в жюри, сказал “ " Какой самый сложный жанр? Я думаю, это биография."Итак, я сказал:" Да? Я никогда об этом не думал. Это действительно очень трудно."Я сказал:" Ну, ты знаешь, Бешеный бык-это здорово."И он сказал: “Да, но Джейк Ламотта-не очень хорошая фигура."Он сказал “" что такое великая фигура-великий фильм?"Итак, я сказал “" Не знаю, Лоуренс Аравийский?"Да, но это не совсем похоже на рассказ его истории."И я сказал:" Хорошо, давайте!”
Так что я понял, что не думаю о жанре, но, возможно, это ошибка. Может быть, я ошибаюсь!
Зрители знают.
Они делают. И критики делают. Так что, возможно, я должен, но это не так.
Ты думаешь о последних кадрах? Потерянный город и иммигрант построили грандиозные, запоминающиеся образы.
Ну, это зависит от контекста. В тех случаях я думал о съёмках. Я имею в виду, вы должны, они очень сложны, оба.
[Делает паузу.]
Я не думаю, что это хорошо. Вы же не хотите, чтобы изображение так выделялось. Это привлекает к себе внимание. Это то, что остается зрителям. Знаешь, может быть, это реакция, потому что у меня был конец одного из моих фильмов, трахнутых с самого начала.
Ярды? (криминальный триллер Джеймса Грея)
Да, Ярды. И критики в Каннах в том году были правы. Но я ничего не мог с этим поделать, потому что концовка была изменена. И, может быть, это бессознательное знание, что я должен трахаться, чтобы получить финал как можно более запоминающимся! Кстати [Харви Вайнштейн] хотел изменить концовку иммигранта. Он дрался со мной как сумасшедший, и я могу говорить о Харви. Это так здорово! Как будто огромная тяжесть сошла с плеч, потому что теперь все знают, о чем я говорил двадцать лет!
В таком случае Харви сказал “"Я не собираюсь выпускать ваш фильм. Это ужасно. Это отстой.”
Ты делаешь его очень хорошо!
О, Спасибо... я думаю? И я сказал: “Почему?“и он сказал: "окончание должно быть похоже на повествование, где она похожа на прогулку по горе со своей сестрой, и вы слышите, как голос за кадром говорит: “моя сестра и я сделали это, мы в Калифорнии, мы отлично справляемся.“И я сказал: "Харви, это конец звуку музыки!"И он сказал:" Ну, твой гребаный фильм глуп.”