Фильм «Особо опасны» (в оригинале – «Дикари»/«Savages») был снят в 2012 году обладателем трёх «Оскаров», прижизненным «классиком» режиссером Оливером Стоуном и смог похвастаться участием известных актеров Голливуда. В нём снимались Аарон Тейлор-Джонсон, Джон Траволта, Сальма Хаек, другие голливудские знаменитости. Сборы от демонстрации фильма в международном и российском прокате превысили расходы по его созданию в два раза. В отзывах критиков, в основном, присутствовал не анализ фильма, а обсуждение смены стиля знаменитого режиссера фильма. Вроде бы как стандартная схема для кинофильма. Однако, эта картина, как и подавляющее большинство голливудских творений, густо заминирована разрушительными понятиями. Проведем анализ сюжета «Особо опасны» с точки зрения традиционных семейных и морально-нравственных ценностей.
Сюжет картины «Особо опасны»:
Бен и Чон – закадычные друзья, у них совершенно различные характеры, но при этом общий дом на лазурном берегу Калифорнии, общий сверх успешный бизнес по производству и продаже травяных наркотиков, и общая женщина, с лирическим именем Офелия, которое она сократила на «О». Их жизнь протекает тихо и относительно счастливо, пока ими не заинтересовывается мексиканский наркокартель.
Мексиканцы пожелали прибрать к рукам дело юных гениев. Молодым людям это не понравилось, и тогда мексиканцы похитили О в надежде приструнить строптивых американских юнцов, но Бен и Чон отреагировали гораздо агрессивнее, чем ожидали их оппоненты…
В рамках проекта «Научи Хорошему» принято рассказывать о фильмах в первую очередь знаменитых, чтобы поневоле не посодействовать рекламе. В данном случае, разбираемый фильм используется как пример того, как именно кино может воздействовать на мышление зрителя и какие психологические ловушки сейчас используются в современных фильмах для продвижения деструктивных идей в наше общество. Но сначала пару слов о том, как нас завлекают к просмотру той или иной картины.
Методы «наживки»
Не вызывает сомнений, чтобы испытать на себе разрушительное влияние тех или иных понятий фильма, попасть в информационную ловушку, надо его как минимум посмотреть. Вот некоторые способы вовлечения зрителя в информационную ловушку:
- Банальная реклама. Фантазия рекламщиков безгранична, так как от этого зависит их зарплата. Рубрики из утренних и вечерних телешоу с анонсами новых ролей актеров, трейлерами новых фильмов, фото на обложках гламурных журналов, уличные баннеры и афиши.
- «Звездный совет». Попытка сыграть на авторитете известных персон. Фразы типа: «любимый сериал известного юмориста», «любимая группа известного политика», «любимый фильм британской королевы», будучи включенными в контекст любого содержания, оказывают гипнотическое воздействие.
- Заказные рецензии. Статьи в профильных журналах и в отдельных рубриках известных печатных изданий также являются скрытой рекламой. На страницах электронных СМИ, вроде «Кинопоиска», подобные статьи появляются едва ли не через час после первого премьерного показа. Раздутые диалоги и споры в комментариях – также попытка сыграть на «стадном чувстве».
- Статус «кинособытия». При большом рекламном бюджете данный прием применяется довольно часто. Зрителя убеждают, что совершенно невозможно не посмотреть очередную часть «знаменитой саги», ремейк нашумевшего фильма, современную адаптацию классики, «скандальный фильм» по «скандальному роману».
- «Звездный состав». Фильм, снятый авторитетным режиссером, в котором задействованы известные актеры, в любом случае привлекает внимание.
Лично меня с фильмом «Особо опасны» поймали как раз на третьем.
Я прекрасно помнила фильм Оливера Стоуна «Уолт-Стрит» – фильм с моралью, смыслом, качественный и сильный в постановке. В залежах памяти всплыли добрые фильмы серий «Уж кто бы говорил» с Джоном Траволтой в главой роли, романтическо-лирический «Век Адалин» с Блейк Лавли. Очень трудно поверить, что такие знаменитые актеры Голливуда, которые имеют высокий финансовый статус и могут выбирать, в каких фильмах сниматься, вдруг выбрали для своего участия такое. И как к этому может быть причастен «оскароносный» режиссер, снимающий драмы о трудном выборе между честью и богатством?
При взгляде на список актеров складывается впечатление, что фильм не может быть явно плохим. Он наверняка трагичен, и уж точно обладает особым глубоким смыслом, из-за чего в нём не побрезговали участвовать именитые актеры Голливуда, и я решила, что его уж стоит посмотреть. Это была та самая ошибка, которую совершают многие зрители.
В наше время фильмы превратились из средства самовыражения режиссера и актеров в идеологическое оружие для ведения войны, а на войне, как говорят, все средства хороши. Наличие в картине знаменитости не является показателем ни хорошего, ни плохого фильма. Участие актера покупается за деньги, а участие знаменитого актера — за большие деньги. И только очень немногие представители этого ремесла понимают, насколько их работа важна для воспитания человечества, и действуют в соответствии с этим пониманием. Чаще всего – это ученики советской школы актеров.
Самые известные случаи – Вячеслав Тихонов, который всегда отказывался от роли злодеев, понимая, что после его судьбоносной роли Штирлица, он не имеет права предавать своего зрителя и свой образ. Также поступила и Наталья Гусева, сыгравшая знаменитую Алису Селезнёву в фильме «Гостья из будущего». Во время перестройки ей были предложены роли разгульных девиц, раздевание на экране и прочие пошлости, от чего она отказалась, прекрасно понимая, как в то время было важно сберечь чистоту образа Алисы, в который были тайно влюблены большинство мальчиков бывшего Советского Союза.
Оливер Стоун сообщал в своих интервью, что он абсолютно уверен в окупаемости данного медиапродукта, еще до публикации первоначального романа, по которому был снят этот фильм. Примечательно, что книга выпускалась в тираж в первый раз, уже с поддержкой того факта, что она будет являться сценарием для знаменитого режиссёра. Естественно, книга, по которой будет снимать фильм сам Оливер Стоун стала популярной, что якобы доказало её актуальность и качество, а на самом деле, было просто хорошо продуманным рекламным ходом. История, которая повторилась и с горько известными «Сумерками» Стефани Майер, «Оттенками Серого» Э. Л. Джеймс, и другими заведомо губящими юных читателей-зрителей «проектами». Совпадением это не назовёшь. При наличии неограниченных средств рекламного бюджета актер и режиссер становятся лишь куклами, которые не имеют возможности, и чаще всего, даже желания, следить за тем, чему учат воплощаемые ими образы.
Психологические манипуляции
Фильм про положительных героев-наркоторговцев и «шведскую семью» не лезет ни в какие рамки приличия, но если вы почитаете отзывы официальной прессы, то там вопрос «чему учит фильм» просто не затрагивается, как будто это не имеет никакого значения. Поэтому давайте разберемся, какие манипуляции были использованы в фильме.
- Выбор между двух зол.
Итак, с первых же минут режиссер всеми силами пытается захватить внимание зрителя. Кадры немыслимой жестокости мексиканцев в темных подвалах пыточных чередуются с кадрами прекрасной и чистой природы. Образ миловидной девушки и закадровый текст с первых же слов говорящий о её смерти. Образуется интрига, разжигающая в зрителе интерес смотреть дальше, вселяет надежду на то, что фильм трагичен, и будет наполнен каким-то смыслом, скорее всего, зло раскается в своих деяниях и будет наказано.
Проходит сорок минут фильма. Фигуры на шахматной доске расставлены: мы видим как Бен – ботаник, выращивающий «лучшую в мире дурь», помогает каким-то африканским детям, как он поставляет «лучшую дурь» в аптеки всего побережья в качестве прекрасного обезболивающего, действие которого «посчастливилось» испытать уже множеству клиентов, о чем гордо сообщает О на фоне выходящего из аптеки улыбающегося дедушки.
Также мы видим негодяев-мексиканцев, устраивающих дикие и жестокие расправы над своими противниками и их семьями, насилующих и убивающих невинных женщин, отрубающих головы в темных и страшных подвалах. После мы снова видим главных героев-наркоторговцев – светлые тона, приятная музыка, улыбки, фразы о «настоящей любви», в которой купается О, и настоящей дружбе между Беном и Чоном, которую О называет также любовью, хоть и без сексуального подтекста.
Когда эти чудовища мексиканцы видят романтично-веселую прогулку основной троицы с «нестандартными взаимоотношениями», они презрительно говорят «Дикари!», «Ох уж эти американцы!», что должно вызвать ироничную улыбку у зрителя. Действительно, мексиканцы показаны сущими чудовищами, а распутные наркоманы добрые, красивые, любящие друг друга, с буддистскими принципами помогающие всему миру! И кто же тут «Дикари?!»
Совершенно не важно для создателей фильма, что главные герои – извращенцы, что создают «дурь», калечащую души и тела множества людей, что они являются по сути такими же вирусами для общества, как и мексиканцы, просто с немного другой «внешней окраской», но не менее губительными свойствами.
Режиссер задает нам вопрос «Кто из них добро?» и заставляет нас сделать этот выбор без выбора. Хотя правильнее было бы задать вопрос «Есть ли в этом вывернутом наизнанку мире нормальные люди?». Их вы не найдете. Ни предателя-агента в Управлении по борьбе с наркотиками, ни бесконечных друзей главных героев – язык не поворачивается назвать нормальными людьми. Главные герои-наркоторговцы показаны в фильме единственной и безальтернативной нормой «добра».
- Окна Овертона.
На первых десяти минутах фильма О закуривает в кадре какую-то травяную гадость, которую называет «дурью». На сороковой минуте, после вышеуказанного сравнения «Добра» и «Зла», после описанного выше явления Бена, как настоящего мецената, верящего в мир во всем мире, происходит другая сцена. Пока за главными героями следили их враги мексиканцы, и герои переживали явно последние мирные минуты, О снова закурила, за ней это действие повторили её любовники, оставшись в умиротворенном спокойном состоянии. Спокойная музыка, мягкие тона, красивые лица в состоянии тихого, уютного счастья – ни безумного смеха, неадекватности, неуклюжих движений, потери самоконтроля, невыносимого голода. В этой сцене не было ничего из самых даже безобидных побочных эффектах принятия «легкой дури», не говоря уж о более серьезных проблемах, которые неотвратимо несут за собой любые наркотики.
И вдруг во время просмотра я понимаю, что сцена принятия наркотиков не вызывает у меня отвращения. Наоборот – я испытываю чувство спокойствия, некого уюта. Я останавливаю плеер, пытаясь проанализировать. Что же случилось? Мне, как зрителю, весь фильм внедряли образ наркотика как чего-то позитивного, что дает деньги на благотворительность, что снимает боль у миловидных южных старичков, что дает последние минуты спокойствия перед началом войны.
К своему стыду пришлось признать, что мой иммунитет против пропагандируемого фильмом зла был не полным. Иммунитет к извращениям вроде беспорядочных половых связей у меня имелся, оттого все сцены «романтики» и интима безжалостно мотались. Эта тема за два часа фильма так и не смогла перейти из разряда «немыслимо» в разряд «возможно» в моем сознании.
Но иммунитет к теме «легких» наркотиков у меня оказался намного более низким. Только сознательного понимания важности идеи трезвости для здоровья не хватило для абсолютного психического отторжения. Стало грустно и страшно за тех, у кого нет иммунитета первого, и ослаблен иммунитет второй всевозможными теориями «культурного пития» и «ограниченного потребления», что в числе прочего и пропагандирует данный фильм.
- Зло в красивой обертке.
Как уже было сказано, чтобы вызвать добрые чувства по отношению к главным героям-наркоторговцам режиссер сравнивает их с жестокими мексиканцами. Это происходит не только на уровне персонажей фильма. Даже в цветах, в музыке, в фоне происходит это сравнение и навязчивая попытка убедить зрителя, что здесь есть Зло, а что Добро.
Например, главная злодейка в фильме, женщина Элена – брюнетка, добрая О – блондинка. Злодеи показаны на фоне современных холодных домов, пустынь, темных подвалов, одежда или тёмная, или кричащих цветов. Главные герои показаны всегда на фоне девственной природы, моря, пальм, солнца, одежда светлая, разноцветная, напоминающая туристические маечки и платья.
В конце фильма зрителю наконец предложено пережить некоторое очищение: он становится свидетелем жесткой смерти каждого персонажа истории. Главная же троица принимает один и тот же яд и отправляется в вечное забытье. Однако за этим следует гениальный режиссерский ход, достойный «классика»: зрителя, уже погрузившегося в размышлением над тяжелым, но закономерным финалом картины, будто бы будит голос О: «Так я себе это представляла. А так было на самом деле…» После чего плёнка отматывается назад, и зритель наблюдает самый сладкий хэппи-энд, который можно себе представить – ни одного выстрела, ни одной капли крови. Пафосная кавалерия, обаятельный веселый Траволта. Злодеи в тюрьме, безвинная дочь Элены на свободе. Герои назначены информаторами продажного агента ФБР, который получил за это дело повышение по службе, и с сумками, полными денег, отправились на остров.
О и Бен улыбаются детям восточной внешности, снова намекая на свою приверженность буддистским принципам и благотворительности. Напряженный зритель расслабляется, созерцая светлые виды райского места под монолог Офелии, в очередной раз оправдывающий её распутный образ жизни.
Все эти режиссерские приёмы, природная красота вечнозеленых островов в фильме имеют одну цель – вызвать позитивные чувства, ассоциировать героев с этой красотой. Побудить зрителя сочувствовать им, принять их образ жизни, их мышление, и любить их. Проглотить пилюлю в сладкой оболочке, внутри которой яд!
Единственная полезная и правдивая деталь данного фильма — это его название. То, что показано в нем: главные герои, жизнь, которую они ведут, вещи, которыми они занимаются, и все фильмы подобные этому – «ОСОБО ОПАСНЫ»!
Выводы:
- Актеры
Наличие в списке актеров и режиссеров известных фамилий не говорит ровным счетом ничего о художественных достоинствах фильма. Печальная действительность последних лет показывает нам что, режиссер «Ералаша» может снимать кино, граничащее с порнографией. Как мы видим на примере фильма «Особо опасны», один и тот же режиссер может снимать фильмы о том, как плохо ставить деньги выше нравственных ценностей, и кино, оправдывающее наркоторговцев. Съёмки Робертом Земекисом фильма «Марс атакует» после фильма «Форест Гамп» можно было бы считать шуткой гения, если бы этот факт не вылился в такую печальную тенденцию.
- Любая информация имеет влияние, даже на взрослого человека, даже на «сознательного» зрителя, какими мы с вами себя считаем.
Работа технологии Окон Овертона все больше проявляется в нашей жизни – при грамотной работе режиссеров и постановщиков с помощью фильмов можно «сбить» любую сознательную программу человека. Или просто навязать ему свои понятия о жизни, если у человека не развито критическое восприятие.
- Система кинематографа становится все хуже и хуже – не по качеству, а по смысловым рядам.
Один из лидеров мирового пролетариата характеризовал кино как важнейшее из искусств, но не следует забывать, что он же говорил, что это справедливо, «пока народ безграмотен». Благодаря своей способности влиять на расслабленное, загипнотизированное картинкой и звуком сознание зрителя, при наличии доступа к СМИ можно планомерно вводить любую, даже самую страшную идею в массовое сознание, двигая её по Окнам Возможностей.
Кино, как оружие в информационной войне, сегодня используется для продвижения различных извращений, наркомании, бесчестия, откровенного зла. Все это происходит планомерно, системно и очень аккуратно. Чтобы защититься от этого информационного нападения, стоит придерживаться нескольких правил.
Советы:
- Убрать из дома телевизор.
Именно телевидение сегодня является основным инструментом формирования общественного мнения, через назойливую рекламу определенных фильмов, одинаковые по смысловым рядам телевизионные сериалы, тв-шоу и многое другое. Самый эффективный способ защититься от этого и защитить членов семьи – убрать из дома телевизор (либо оставить его в качестве монитора для видеопроигрывателя).
- Не верить рекламе и авторитетам актеров, режиссеров.
Перед тем как дать фильм ребенку, даже если это фильм от прекрасного режиссера хороших детских фильмов – его надо обязательно просмотреть. Способы формирования рейтингов в последнее время достаточно своеобразны, и то, что содержится в фильмах под грифом «6+», детям в возрасте шести лет смотреть подчас очень опасно.
- Анализировать любой медиапродукт, прерывая его трансляцию.
Представьте, что множество людей учатся годами, оттачивают природный талант и мастерство. Они собираются в большую команду из нескольких сотен человек, растрачивая огромные финансовые и временные ресурсы, используя последние достижения науки и техники, последние исследования психологии, делают все возможное и невозможное только ради того, чтобы вы не выключили фильм. Представить сложно, но это так. Монтажёры, гримёры, актеры, операторы, звукорежиссеры работают на одну цель, чтобы взгляд зрителя цеплялся за движущийся объект в кадре, чтобы слух анализировал шум и музыку, в итоге, чтобы зритель «проглотил» их фильм полностью. Чтобы нельзя было оторваться от просмотра. Ведь в течение двух часов ваше сознание уже примет множество закодированных посланий, разобрать и отсортировать которые внимательно и беспристрастно будет просто невозможно.
Сделайте же то, чего боятся создатели этой иллюзии – ОСТАНОВИТЕ ЕЁ. Сделайте то, чего бояться заказчики этих фильмов – обдумайте его с точки зрения нравственности, с точки зрения норм и законов, данных нашими предками, понятий чести и добра. Поставьте таймер раз в двадцать минут или полчаса, и, остановив просмотр фильма, задумайтесь о том, чему вас научили данные герои. Задайте себе вопросы: как они устраивают свою жизнь, как они достигают своих целей? Как бы поступили вы, оказавшись на их месте, и могли ли вы вообще оказаться на их месте? Очень полезно устраивать подобные анализы просмотров вместе со своими родными и друзьями.