Ромео и Джульету не смотрела, концовка, она, конечно, того, отбивает охоту приобщиться
Я почти во всех экранизациях жду, что кто-то решится на креативное решение и герои останутся живы... Но с другой стороны, понимаешь, что любовь Ромео и Джульетты была бы короткой, останься они живы - это был бы обычный, ничем не примечательный брак, парочку заел бы быт, Ромео начал бы гулять, а Джульетта сосредоточилась бы на детях. А так получилось очень красиво - особенно конец, когда они оба кончают жизнь самоубийством, не в силах оставить возлюбленную или возлюбленного лежать в склепе одного. В последнем фильме было очень красивое решение - чисто визуально, блеск!
Это больше произведение о бессмысленной вражде, когда обоим семействам пришлось потерять драгоценных детей, чтоб прекратить кровопролитие... ведь своей смертью юные любовники спасли жизни многих людей. твое оружье - ненависть. мое - любовь (с).
Надо сказать, до этого фильма я не очень и понимала восхищения вокруг этой истории. Я не думаю, как Эдвард, что Ромео по своей глупости погубил возлюбленную... скорее, это было трагическое совпадение обстоятельств. Да и оба героя были еще чересчур юными, чтоб уметь отвечать на удары судьбы, и окружающие были к ним слишком жестоки. Во многом виноват отец Джульетты, когда так строго настоял на ее венчании с Парисом... а это подтолкнуло девочку на отчаянный шаг сказаться мертвой, чтоб не идти с Парисом под венец (да и не могла она, ведь де факто уже была замужем за Ромео)... а там уже - стечение обстоятельств... не виноват монашек, что поддался великодушию и остановился. чтоб спасти умирающего ребенка... как сказал Меркуцио, умирая: благими намерениями выстлана дорога в ад.
Притащу рецензию с кинопоиска, которая мне понравилась и отвечает моим впечатлениям (дабы не топтать клавиатуру лишний раз) -
Случилось так, что только сейчас в полной мере овладело мной это классическое произведение и я могу, положа руку на сердце, воскликнуть: о да, Шекспир, ты чертовски прав — нет повести печальнее на свете!..
Когда в своё время пришёл мой черёд проходить «Ромео и Джульетту» в школе, я без зазрения совести засел с лучшим другом на задней парте и умудрился на протяжении всех уроков литературы, посвящённых трагедии, малевать в тетрадке человечков, сражающихся на шпагах, и тем самым безнаказанно убил это время, в чём, получая от этого нескрываемое удовольствие, соучаствовал и друг.
Несколько позже я с интересом посмотрел «классическую» экранизацию 1968 года, но как-то, мягко говоря, не проникся. Ещё позже смотрел в нашем местном костромском театре (имени самого Александра Островского) целых 2 контрастных постановки этого известнейшего произведения: каноническую и абсурдистскую (причём последняя стремилась поразить думающую половину человечества Джульеттой — кандидатом в мастера спорта по женскому боксу и музыкой культовой группы «Depeche Mode»). Но, при всей своей непохожести, в равной степени не впечатлили и не тронули меня эти пьесы.
А теперь-то я понимаю, почему не могла ни одна из перечисленных версий достучаться до моего сердца! Подобно самому Ромео, до бала, где он впервые увидел Джульетту, не знавшего истинной любви и бездумно перескакивавшего с одной красавицы на другую, я попросту не понимал всей силы и гениальной простоты этой оды любви! И вот теперь хорошее европейское кино с чудесным правдоподобным антуражем и донельзя красивыми актёрами позволило мне дойти, дозреть, прочувствовать — одним словом, научиться сопереживать двум влюблённым, погибшим от любви!
Мало какой фильм, имеющий целью экранизировать известное произведение, так жёстко следует первоисточнику в месте действия, приметах времени и догмах духовного мира, как решил последовать пьесе Шекспира режиссёр этого фильма. Обычно стараются хоть как-то адаптировать сценарий для современных зрителей, но здесь я на протяжении всего времени (а без малого 2 часа здесь пролетели совершенно не заметно) практически не сомневался, что передо мной — Италия Позднего Средневековья; что для представителей двух связанных взаимной клятвой Вендетты знатных родов страх смерти значительно уступает страху покрыть себя позором при отказе от противоборства; что два юных сердца — Ромео Монтекки и Джульетта Капулети — действительно не могут быть вместе на Земле, т. к. буквально всё (закон Вероны, закон их семейств, закон «подлости» в конце концов) против них… Правдоподобие необычайное! Судите сами: съёмки велись в двух соседних городах Италии, сделанных местом действия трагедии и самим Шекспиром, Вероне и Мантуе, а здесь и строить декорации почти надо. Что вы хотели: Италия! Страна-музей. Обратите внимание на форму зубцов стен: где ещё мы видим такие зубцы, отдалённо напоминающие ласточкин хвост? Конечно, на стенах Московского Кремля! Не все знают, что за свой Кремль Москва обязана сказать спасибо именно итальянцам. Костюмы, оружие, нравы, а (если б только я разбирался и мог сказать наверняка!) также музыка и танцы — всё соответствует описываемой эпохе. Удивительно, но даже такая мелочь, как очки, приведены в фильме именно в том виде, в каком они только и могли быть в те годы: без всяких дужек, удерживаемые просто сморщенным переносьем дальнозоркого от старости божьего человека… Пожалуй, немного смущает только небольшая несогласованность времени года: видно, что в Италии зима (многие деревья стоят без листьев, люди надевают меховые накидки, но Ромео и Джульетта после своей первой брачной ночи рассуждают о пении соловья и жаворонка (жаворонок, и верно, проводит зиму в Италии, но соловей-то — в Африке, и уж точно ни о каких песнях этих лучших пернатых певцов даже в тёплые итальянские, но всё же зимы не может быть и речи!), но не могла же съёмочная группа учесть абсолютно всё!) Да и эти пресловутые шпаги, рапиры — на самом деле герои трагедии не должны драться ими, потому что тогда в ходу были ещё более-менее типичные мечи (но не придираться же).
Фильм, безусловно, трогателен и красив. Он не снисходит до смакования средневековой резни (всё ж не про Варфоломеевскую ночь снимаем!) и разнузданной сексуальной потасовки (и не про Гаргантюа с Пантагрюэлем, ага!) тогда, когда доходит дело до сцен фехтовальных боёв и любовных утех заглавных героев соответственно, хотя наверняка кое-кого отсутствие как раз этих пикантных моментов и разочарует. (Ведь сочли же западники нужным включить в экранизацию нашего славного «Евгения Онегина», мягко говоря, сомнительные сцены футфетишизма Онегина и взрыва черепа Ленского, а вот здесь ничего подобного нет!) Актёры явно прошли строгий отбор: все красавцы молодые, удалые, ну и т. д., исполнители же Ромео и Джульетты — выше всяких похвал! Кто-то хихикнет: тоже мне привет «Сумеркам!» Мальчишка-щенок и девочка, у которой молоко на губах не обсохло, а туда же, в любовь играть! В мою-то молодость принято было восхищаться зрелыми и знойными телами героев «9 с половиной недель» и «Основного инстинкта!» Но таким хочется напомнить, что вообще-то Шекспир писал ещё в конце XVI в., причём о событиях, даже для него уже ставших преданьями старины глубокой — из веронской истории начала XIV в.! И автор недвусмысленно дал понять, что Джульетта пребывала ещё в нежном возрасте (где-то как у Долорес Гейз, более известной как Лолита), да и Ромео — по сути ещё был совсем пацан. Но это не помешало им всего за несколько дней прожить такую любовь, какая взрослым из их окружения и не снилась!
Это — вся правда моя, это — истина,
Смерть побеждающий вечный закон.
Это — любовь моя!
Но даже если не брать в расчёт эту трогательную и несбыточную любовь двух детей, не рассматривать её как высшую духовную ценность, всё равно смерть Ромео и Джульетты не была напрасной: это чудовищное событие заставило два заклятых враждующих клана примириться! Сколько жизней было спасено: ведь даже у нас говорили «паны дерутся — у холопов чубы трещат», а каково было итальянцам, на протяжении многих веков массово изничтожавшим друг друга буквально из-за выеденного яйца, на этой раздираемой политическими и клановыми распрями тесной земле! Вспомните другое знаковое шекспировское произведение: «Король Лир». Ведь там в результате вражды героев почти все они поубивали друг друга к концу трагедии! Двое едва ли не последних оставшихся в живых персонажей исступлённо обнялись на пепелище и, словно осьминоги в старом советском мультике, возопили: «Что же, что же, что же мы наделали?!» Здесь же Верона смогла перековать мечи на орала на могиле двух несчастных любовников, искупивших своей смертью проклятия знатных родов и управляемых ими простых граждан!
Занавес