отзыв к "Перестрелке":
[перестрелка / free fire]
Год производства - 2016
Страна - Великобритания
Режиссер - Бен Уитли
Сценарий - Эми Джамп, Бен Уитли
Оператор - Лори Роуз
Композитор - Джофф Барроу, Бен Солсбери
В главных ролях:
Энцо Чиленти
Сэм Райли
Майкл Смайли
Бри Ларсон
Киллиан Мёрфи
Арми Хаммер
Шарлто Копли
Бабу Сизей
Ноа Тейлор
Джек Рейнор
По сюжету перед нами Бостон 1978 года. Пара парней из ИРА Крис (Киллиан Мерфи) и Фрэнк (талисман режиссера Майкл Смайли) встречаются в заброшенном портовом складе с дилером из Южной Африки Верноном (Шарлто Копли), и его коллегами, чтобы купить партию винтовок. На свою беду ирландцы привели с собой не только даму-посредника Джастин (Бри Ларсон) и водителя Берни (Энцо Чиленти), но и племянника Фрэнка, наркомана Стиво (Сэм Райли). Так уж вышло, что из-за него все идет наперекосяк. Впрочем, вина не только его – Вернон тоже, мягко говоря, не самый адекватный человек. В результате покупатели и продавцы открывают беглый огонь и весь фильм, ползая по битому стеклу и бетонному крошеву и прячась за бочками и тележками, наносят друг другу огнестрельные ранения разной степени тяжести. Гремят выстрелы, льется кровь, кто-то пытается куда-то дохромать, но получает очередную пулю, все матерятся и перезаряжают патроны. Перед нами именно тот случай, когда название фильм полностью отражает его содержание.
Наверно, никогда ещё в истории кинематографа такое большое число людей так увлекательно не умирало на протяжении 90 минут. Загвоздка здесь вовсе не в зрелищности самих перестрелок и взрывов, выполненных с минимальным использованием компьютерной графики. Несмотря на некоторую типичность персонажей, заданную в начале, каждый в «Перестрелке» имеет свои скрытые интересы, постоянные пересечения которых двигают сюжет дальше, закручивая его всё более абсурдным образом. Казалось бы, конфликт возникает на ровном месте, но чем дальше развиваются события, тем очевиднее становится невозможность его разрешения. Кто-то ведёт двойную игру, кто-то откровенно ополоумел и никто до конца не может понять, что происходит. Относиться к происходящему серьёзно невозможно, но вопрос «Кто же выживет?» не отпускает до самого конца.
Отличительная черта всех фильмов Уитли — некий условный мир, где всё и вся медленно идёт ко дну. Смерть становится обыденной штукой, как варка макарон, человек возвращается к первобытному инстинктивному образу жизни (а то и ещё более раннему этапу эволюции), всё вокруг начинает если не разрушаться на глазах, то как минимум обрастать мхом и плесенью или мутировать (не буквально, но тем не менее). При этом чёрный юмор присутствует в любом, даже самом мрачном фильме режиссёра — даже в экзистенциальном наркотическом трипе «Поле в Англии», который и побудил Мартина Скорсезе выступить продюсером «Перестрелки».
В лучших традициях фильмов Уитли, чем дальше заходит творящаяся на экране вакханалия, тем сильнее герои теряют человеческий облик и тем сильнее пространство вокруг них превращается в помойку. «Перестрелка» создаёт свою маленькую реальность — в ней люди перемещаются под ожесточённым огнём с вражеской стороны, иногда просто чтобы попросить сигаретку у соседа. Фильм иллюстрирует прописную истину «Насилие порождает ещё большее насилие».
Режиссёр многократно признавался в своей любви к чистому жанру боевика, «Бешеным псам», единственному на сто процентов хорошему фильму у Тарантино, и работам Сэма Пекинпа. В «Перестрелке» можно найти множество утрированных жанровых клише, в которые авторы наряжают фильм, как его героев — в аляповатые ретро-костюмы. Но смешивая клишированность с реалистичностью, персонажи не только не умирают после первого ранения, но и почти постоянно промахиваются. Среди них нет ни идеальных стрелков, ни крутых мафиози, держащих всё под контролем. Уитли пытается взглянуть на жанр иначе. Это стремление вкупе с любовью к абсурду и чёрному юмору, которая проявляется почти во всех лентах Бена («Убийство дело семейное», «Раз! Два! Три! Умри!», опять же «Высотка»), заводит его на территорию комедии. В результате «Перестрелка» выходит кровавым, но абсолютно фееричным балаганом, полным метких диалогов и остроумных ходов. Каждое ружьё здесь выстрелит, и эффект получится оглушительным, так как оружия здесь целый фургон.
Понятно, что «Перестрелка» понравится далеко не всем, и вряд ли кто-то будет пищать от восторга во время просмотра, тем не менее это действительно необычное и смешное авторское кино. Вещь абсолютно одноразовая, но под нужное настроение поглощается неплохо. Не беспокойтесь, что устанете от полутора часа стрельбы и не увидите никакого смысла. Кто-то скажет, что это тот еще кино-аттракцион. И под эту категорию как правило попадают такие франшизы как «Форсаж», с клишированными злодеями и героями, предсказуемым сюжетом и в целом, представляющие собой серьезный тупой боевик, где даже подстреленные люди продолжают бороться с покер-фейсом. А главные герои и вовсе останутся невредимыми, даже если в них будут стрелять в упор из пулемета. «Перестрелка» - это действительно комедия, подкрепленная реальными историями о перестрелках, поэтому здесь абсолютно каждый герой отхватил свою долю свинца и оповещал об этом матом.
https://vk.com/wall-32961164_135776