Десять лет назад объявление о том, что Роберт Паттинсон собирается сыграть Бэтмена, вовсе не стало бы сюрпризом. Когда нулевые сменились тем странным десятилетием, для которого мы так и не придумали названия, Паттинсон стал звездой одной из самых прибыльных кинофраншиз в Голливуде и, безусловно, одним из самых известных людей на планете, за каждым его шагом следили бешеные фанаты-подростки и вспышки света. бульварная пресса. У него даже было причудливое прозвище в шоу-бизнесе, чтобы показать это.
Но, на самом деле, именно в реакции Паттинсона на это прозвище мы можем увидеть первые признаки странного, своеобразного исполнителя, которым он станет на последующем этапе своей карьеры. ”Я не понимаю, кто изобрел эту штуку R-Patz“, - сказал он The Guardian в 2012 году, добавив: "Я хочу их задушить”. Довольно выразительный материал, который только усугублялся тем фактом, что он рекламировал фильм, в котором он работал с суперзвездой телесных ужасов Дэвидом Кроненбергом в роли одержимого сексом капиталиста-мошенника со склонностью к осмотру простаты на лимузине. Не совсем типичный выбор для подростка-сердцееда.
В этом вся фишка Паттинсона. С тех пор как он попрощался с блестящей кожей вампира Эдварда Каллена в фильмах "Сумерки", он постоянно делал запутанный и убедительный выбор в качестве актера. Любая попытка поместить его в коробку была пресечена желанием Паттинсона делать что-то смелое, отважное и сбивающее с толку каждый раз, когда он выходит на съемочную площадку. "Бэтмен" знаменует его возвращение на главную арену блокбастеров после того, как его второстепенная роль в фильме Кристофера Нолана "Тенет" об ограблении во времени в 2020 году позволила ему окунуться в этот мир.
Но прежде чем Паттинсон поведет "Бэтмобиль" вокруг взгляда Мэтта Ривза на Готэм-Сити, давайте взглянем на разнообразное и необычное творчество актера после Сумерек, начиная с того выхода Кроненберга…
Тьма на холмах
Премьера "Космополиса" состоялась на Каннском кинофестивале в мае 2012 года, за шесть месяцев до выхода в кинотеатрах "Сумеречной саги: Рассвет – Часть вторая". В некотором смысле персонаж Паттинсона – это еще один вампир - 20-летний миллиардер Эрик Пэкер, который заработал свои деньги на валютных спекуляциях. Он медленно едет по Нью-Йорку в контролируемой обстановке своего роскошного лимузина, герметично запертого в холодной изоляции вдали от шумных антикапиталистических протестов, раздирающих улицы снаружи. В течение одного дня, о котором идет речь в фильме, он почти не реагирует на колебания валютных курсов, из-за которых он теряет миллионы долларов. В том, как он говорит о деньгах, есть что-то вроде “легко пришел, легко ушел”.
Фильм, очевидно, является комментарием к разрушительным импульсам капитализма и тому, как жадность порождает только еще большую жадность. Действительно, финансовые ставки инвестиций Пакера настолько высоки, что почти становятся слишком низкими. Когда цифры настолько велики, имеет ли это значение?
Но кастинг Паттинсона – тогда одной из крупнейших мировых звезд – также заставляет задуматься о понятии славы и его способности создавать своего рода бессмысленную нереальность. В то время как мир за пределами лимузина Пэкера взрывается страстью и энергией, направленными на него и ему подобных, атрибуты богатства и славы удерживают его в очищенном, неинтересном мире. К тому времени, когда Пакер сталкивается со своим потенциальным убийцей в финале фильма, кажется, что он решает встретиться лицом к лицу со смертью, просто чтобы нарушить монотонность и снова что-то почувствовать.
Эта идея разрушительной славы вновь всплыла два года спустя, когда Паттинсон присоединился к ансамблю Кроненберга – на этот раз в роли второго плана – для блестящей, кошмарной голливудской сатиры "Карты к звездам". На этот раз Паттинсон сидит за рулем лимузина в роли подающего надежды актера Джерома, перевозя вокруг себя известных людей в ожидании собственной возможности блистать как исполнитель. Фильм рассказывает о прибытии в Голливуд жертвы ожогов, которую играет Миа Васиковска, которая стремится восстановить связь со своей знаменитой семьей, работая личным помощником угасающей кинозвезды Джулианны Мур.
Паттинсон, возможно, наименее эффектный член всего ансамбля, позиционируемый как обычный человек, пытающийся найти путь в безумный мир, который так развратил центральную семью персонажей. Но ясно, что это были те проекты, которые привлекали его как актера в то время. Дело не столько в том, что он пытался дистанцироваться от славы своего подросткового кумира в манере Дэниела Рэдклиффа, который играл странные и вызывающе взрослые роли в таких фильмах, как "Рога" и "Швейцарский армейец", после того, как "Гарри Поттер" подошел к концу. Паттинсон, вместо этого, решил встретиться лицом к лицу со своей собственной славой и использовать свою уникальную ауру, чтобы напрямую критиковать систему, которая превращает кого-то вроде него в сексуального клона, больше подходящего для обложек журналов, чем для вызова публике.
Опущенный и грязный
После своего "диптиха Кроненберга" Паттинсон продолжил играть разнообразные и интересные роли, хотя и без манерной игры и элегантных костюмов "Космополиса". Выбор из них, безусловно, пал на триллер "Хорошее время" 2017 года, снятый братьями Сафди в качестве своего рода генеральной репетиции двух с половиной часового приступа тревоги, которым оказались Необработанные драгоценные камни. В "Хорошем времени" измотанный и неопрятный Паттинсон играет мелкого мошенника, пытающегося вытащить своего брата-инвалида из больницы, где он содержится после тюремной драки.
Это простая предпосылка, и фильм не перегружен сюжетом, просто дико перескакивая от инцидента к инциденту в манере, которая стала характерной для гипер-напряженного стиля Safdies. Паттинсону удается поддерживать высокую напряженность в роли преступника, движимого не жадностью или злом, а желанием оставаться рядом со своим братом. Большая часть повествования ложится на плечи Паттинсона, поскольку "Сэфди" позволяют фильму разворачиваться почти полностью в удушающих крупных планах, и актер очень хорошо справляется с этой задачей. Его глаза полны маниакальной, отчаянной энергии, и в нем есть что-то такое, что заставляет вас болеть за его успех, даже несмотря на то, что он явно и очевидно является плохой новостью как для него самого, так и для его уязвимого брата.
В то время как требования Хорошего времени требовали от Паттинсона основательной работы, две из его самых запоминающихся недавних ролей требуют от него принять театральную глупость. В роли дофина в историческом эпосе "Король" он использует нелепый французский акцент, похожий на тот, который использовал Джон Малкович в роли злодея в "Джонни Инглише". Это нелепый, абсурдный спектакль на фоне в основном серьезного взгляда на Шекспира, поставленный главным героем Тимоти Шаламе, но оживленный веселой работой Паттинсона в роли окончательно обреченного французского правителя, который столкнулся с Генрихом V в осаде Азенкура.
Он точно так же перегнул палку в другом выпуске Netflix - литературной адаптации Антонио Кампоса "Дьявол все время" 2020 года. Паттинсон играет проповедника с восхитительным именем Престон Тигардин в гротескном, обжаренном на юге кусочке готической мрачности, в котором также Том Холланд сбрасывает полезные атрибуты Человека-паука, чтобы получить немного грязи под ногтями. Престон – отвратительный человек, который прячется за плащом веры, чтобы манипулировать несовершеннолетними женщинами в сексе, и Паттинсон дает ему оба ствола - не в последнюю очередь с тщательно продуманным протяжным южным акцентом. В одной проповеди он ядовито выкрикивает слово “заблуждения”, как будто оно состоит из пяти слогов. Но сияет не только голос: Паттинсон, кажется, превращает свои красивые черты и природное обаяние во что-то скользкое и змеиное.
Точной серединой между этой парой грандиозных выступлений и более контролируемой работой его коллег из Кроненберга является нашумевший поворот Паттинсона в монохромном кошмаре Роберта Эггерса "Маяк". В роли начинающего смотрителя маяка Эфраима Уинслоу – еще одно действительно потрясающее прозвище – Паттинсон находится в центре постепенного погружения в безумие, усугубляемого черно-белой кинематографией и нетрадиционным, почти квадратным соотношением сторон, которое использует Эггерс.
Во многих отношениях это логическое завершение этого этапа карьеры Паттинсона, с любыми следами R-Patz, скрытыми за усами, русалками и мастурбацией. Излишне говорить, что ужасный финальный образ фильма запомнился мне с тех пор, как я впервые увидел фильм в начале 2020 года, и он никуда не денется в спешке.
Собираюсь в Готэм
Роль Паттинсона в "Тенете" Кристофера Нолана ощущается как сознательный шаг назад на арену блокбастеров, когда актер заново открывает для себя всю голливудскую харизму, которой он намеренно избегал в некоторых своих самых обожаемых критиками работах. Разве это немного странно, что оперативник разведки, прыгающий во времени, известен под явно неприглядным именем Нил? Да. Нам далеко до Престона Тигардина или Эфраима Уинслоу. Но если оставить в стороне имя, Паттинсон явно отлично провел время в Тенете. Он носит красивые костюмы, ведет себя как настоящий горячий парень и даже пристегивается для некоторых грандиозных трюков.
Все эти навыки сослужат ему хорошую службу, если он получит возможность надеть дорогую обувь Брюса Уэйна и еще более дорогой капюшон Бэтмена. Похоже, для Паттинсона настало подходящее время снова оказаться в центре внимания, потратив десятилетие на творческий риск и самоутверждение как исполнителя. В этом смысле, а также учитывая карьеру, которую ему удалось сделать как своеобразному и разнообразному актеру, Бэтмен может быть самым большим риском из всех.
В условиях, когда фильмы о супергероях мертвой хваткой захватывают современный Голливуд, слишком легко стать замкнутым и навсегда ассоциироваться с такой важной ролью, как Брюс Уэйн. Только что потерявший блеск Эдвард Каллен, требуется уверенный в себе исполнитель главной роли, чтобы взять на себя роль еще более известного и узнаваемого персонажа.
Но признаки хорошие. Первый трейлер "Бэтмена" был показан на виртуальном мероприятии DC FanDome в 2020 году, снятом вместе, в то время как ограничения из-за COVID-19 означали, что фильм не смог закончить съемки в соответствии с первоначальным графиком. Фанаты получили много похвал за приземленный тон, к которому, похоже, стремится Мэтт Ривз, а Паттинсон изображает более молодого и менее уверенного в себе Брюса Уэйна, чем мы видели в предыдущих экранизациях. Мы узнаем, когда, наконец, испытаем каждый удар, пинок и проливной ливень "Готэма" Паттинсона в день выхода фильма в марте. Судя по последнему десятилетию разнообразной и сложной работы актера, это будет настоящий аттракцион.
Только не называй его Р-Патц.