В центре внимания:
Катриона Балф – Клэр Бичем-Рендалл-Фрезер
Выбор актрисы на роль, представление о которой уже существует в воображении и сердцах поклонников на протяжение 20 лет – специфическая задача.
Редко, когда претендентка соответствует персонажу с первых минут кастинга. В случае с «Чужестранкой» она должна была бы сыграть характер женщины зрелой: умелой медицинской сестры, умной, верной и красивой, не говоря уже об упрямстве и умении настоять на своем. Поэтому продюсерам проекта нужна была актриса, способная воплотить эти качества в образ, выдержать те требования, которые появляются при съемке, когда героиня находится в центре внимания почти в каждой сцене. Актриса также должна была выдержать стрессы, связанные с погодой и обстановкой съемок, ведь она создавала образ «одной половинки» легендарной пары в эпической истории любви на века. После месяцев и месяцев поисков такой Клэр продюсеры предложили на эту роль ирландскую актрису Катриону Балф.
Балф пригласили на прослушивание после просмотра присланной ей пленки (чтение эпизода для комментария продюсера). Там было немного материала. «Я получила сценарий двух маленьких эпизодов, демонстрирующих небольшое эмоциональное напряжение. Это были короткие сцены, где героиня была представлена вспыльчивой и вздорной», - рассказывает об этом моменте Балф. Когда пленка с «читкой» была принята, ей предложили сделать экранные пробы. Балф говорит, что она действительно сразу погрузилась в характер. «Я хотела этого с самого начала, поэтому взяла книгу и прочитала ее за 4 дня на праздниках Labor Day (Праздник труда) в 2013году. Я оставила дружескую компанию, чтобы просто читать».
Балф говорит о своей связи с образом Клэр и о похожести их судеб в юности: образ жизни модели, в котором она привыкла ощущать себя очень напоминал юность Клэр и ее путешествия с дядей-археологом по всему миру: «Клэр всегда ощущала себя цельной натурой и не считалась с традиционными представлениями о своем месте и назначении». Балф добавляет: «В этом смысле она обладает вневременными качествами и способностью понимать людей и всегда держать себя наравне со всеми, кто встречается ей на пути. Эти качества помогают ей выжить и освоиться в той ужасной ситуации, в которой она оказалась. В 1700-е годы эти качества способны создать героине массу проблем, но они выступают и как ее сильная сторона. Клэр почти всегда реагирует на происходящее вокруг как женщина «своего» времени. Но и в «своем» времени, я думаю, она была очень передовой»
Говоря о профессии Клэр, Балф всегда обращается к прошлому своей семьи : «Моя бабушка была медицинской сестрой во время второй мировой войны. Так что связь с героиней носила для меня и личный, эмоциональный характер, - актриса поясняет, - я много читала о медсестрах, которые служили в армии во время войны. Меня поражает в женщинах этого времени то, что они умели выживать в тех ужасных условиях. А ведь это были их лучшие годы, их молодость. Есть много прекрасных историй, рассказывающих о любви медицинских сестер и спасенных ими солдат. Такие романы начинались на танцах и заканчивались скоропалительными свадьбами . Это непосредственность жизни. Я думаю, Клэр имела представление об этом. Я чувствую, что понимание и знание войны стали для Клэр отличной стартовой площадкой: вся ее сила и способность столько вытерпеть заключались в этом опыте»
Глубокое понимание актрисой образа Клэр и способноть его воплотить было очень важно, так как это была главная роль в первом фильме о хайлендерах на ТВ и в большом кино. Балф признвется, что это было одновременно и увлекательным, и волнующим.
«Первый день съемок я помню очень ясно, - вспоминает Балф.- Это было просто интересно. Снимались первые, открывающие 1 Сезон, сцены, и я помню, что в них было так много действия. Мы находились в развалинах старинной усадьбы, где был установлен весь реквизит. И это выглядело удивительно. Декорации были настолько хороши, что было чувство полной реальности происходящего. Я помню сцену празднования, где Клэр выходит и пьет шампанское. Я очень волновалась , когда снимался этот момент, а в конце испытала какое-то облегчение. Тогда я еще только проходила проверку. Люди, которым выпадает удача, шанс проявить себя, как правило, могут рассчитывать только на свои способности и возможности. У меня не было опыта работы на телевидении. Так что, я думаю, все вздохнули с большим облегчением после дня, который прошел нормально (без сложностей, как они и хотели): «О, она слушает и делает, как сказано. Она подойдет…» Мало кто из них знал, что я просто опиралась на мое «пьяное» прошлое» , - улыбается Балф.
Балф признается, что, попав на съемочную площадку «Чужестранки» со всеми сложностями производственного процесса 1 Сезона, она не имела возможности для наблюдения и тем более не могла предвидеть всех возможных требований к своей работе. «Это было своего рода путешествие, «зеркальное» путешествию Клэр, - поясняет Балф, - оно, действительно, прошло с такой быстротой и эмоциональным накалом, что возникал вопрос о том, как все это вынести. Ира Бэр и Я всегда смеялись над этим, когда беседовали о роли в комнате подготовки. Как это выглядит, если вы на протяжение 6 эпизодов делаете одно и то же каждый день. Сейчас я говорю ему: «Я не могу утверждать, что мы делали это не менее 10 раз, прежде чем все получилось», - улыбается она».
«Это был изнурительный график и довольно жесткий, но интересный, захватывающий для меня. Мне нравились те дни, когда мы бегали по лесу или по холмам пешком или скакали на лошади, и все такое. Это продолжалось, пока погода позволяла, и не было дождя, что было не очень часто». Она улыбается: «Это на самом деле очень подходит мне: носиться в грязи и на просторе». Балф добавляет, что вся эта «бурная деятельность» дала ей в будущем пищу для создания образа Клэр, тем более что героиня должна была приспосабливаться к своему новому, хайлендерскому образу жизни
«Есть много сцен. где Клэр находится в опасности, но я люблю ее за то, что она всегда ищет выход из положения и выстраивает доверительные отношения и даже находит любовь и наслаждается жизнью, которая теперь у нее есть».
Умение Клэр находить радость вне ее времени выражается в ее связи с Джейми Фрезером, возникающей из дружбы, потом переходящей в страсть, и только потом становящейся любовью. Балф говорит, что аналогично формировалась и ее связь с партнером. Отношения с Сэмом Хьюэном стали значительной и прекрасной частью ее опыта работы на шоу. «Мы действительно очень большие друзья, - говорит она об их отношениях вне экрана. – С первого дня моего прослушивания, когда мы встретились, он является одним из самых верных и близких мне людей. Он искренен, и на него всегда можно положиться».
Актриса говорит, что их связь является очень важной, потому что актеры должны придерживаться уважения и дружбы, чтобы играть искренне и эмоционально, как того требуют роли такого характера: « В любовных сценах , я думаю, это очень помогает мне. Я реально не могу обдумывать их заранее, - говорит Балф. – Иногда после всего я и Сэм спрашиваем друг у друга: «Что это было? Что же мы делали?». А потом восклицаем: «О, Бог мой!!!» (она стонет с притворным смущением). Здесь мне помогает то, что по характеру я очень свободна, мне чужды всякие запреты. И я играю, исходя из этого, так что не успеваю даже подумать о собственном смущении или неуверенности. Просто необходимо сосредоточиться на сцене, и это помогает. И еще: я думаю, возможно играть кого-то, кто был менее откровенным, без особых эмоциональных затрат, но в интимных сценах что-то может просочиться в ваше собственное сознание, и вы не можете уже этому сопротивляться.»
Производство 1 Сезона заняло почти год. Балф вспоминает это время как «защищенное пространство»(«защитный пузырь» - дословно), где актерский состав и съемочная группа совместно нашли внутренний ритм каждого эпизода. Когда «Чужестранка» дебютировала в 2014 году, она быстро превратилась в критике в интернациональный хит. Балф замечает, что это повлияло на атмосферу съемок, когда они вернулись к работе в апреле 2015 года.
«Я была осведомлена о возможных трудностях из своего прошлого (модельного – примеч. переводчика) опыта, - откровенно говорит актриса. – Бывают такие моменты, когда вы вынуждены себе говорить: нет, я не буду думать об этих трудностях слишком много, я просто должна получить работу» Однако изменение места действия в сериях – смена уже знакомого Хайленда на Парижский двор его величества – добавило некоторое замешательство в съемки на первых порах. Побывав один раз в Париже в «своем» времени, Клэр сейчас чувствовала себя в шоу совсем по-другому. Балф поясняет: «Со мной и Сэмом появились новые актеры. Для нас это было испытанием. В Париже все было по-другому, и костюмы были совсем другие. Было много съемок в закрытых помещениях, и это напоминало шахматную игру, которая тоже, кстати, была представлена в первых эпизодах. Еще одна из особенностей шоу – его постоянное обновление за счет новых персонажей. Конечно же в начале работы мы думали над этим: что нам предстоит делать? Необходимы были корректировки, потому что и Сэм , и я очень комфортно чувствовали себя в дикой природе, но не здесь. В 1 Сезоне я ощущала себя увереннее и спокойнее, и мне не стоило труда со своим персонажем действовать и идти дальше. Во 2 Сезоне, я думаю, Клэр была больше наблюдателем в своей парижской жизни.»
Клэр, будучи беременной, стремится в этом сезоне изменить историю, чтобы избежать уничтожения жизненного уклада Хайленда. Балф говорит, что 2 Сезон начинается с новой цели для Клэр. Здесь с героиней происходит намного больше: она просто сталкивается с событиями. Она может переживать из-за Веры (умершей дочери) или из-за событий, случившихся в конце 1 Сезона, но она уже достаточно сильна, чтобы вытепеть это. Актриса говорит о своей героине: «Я думаю, что время может исцелить, – оно выносит все на поверхность. Что мне понравилось в этом сезоне в ее характере – это способность свободно мыслить. Эпоха, в которой она находится, не влияет на нее.»
В конце 2 Сезона у Балф появилась возможность показать новые грани характера Клэр. Она предстает перед зрителем через 20 лет после потери Джейми уже зрелой женщиной, имеющей взрослую дочь. Балф пришлась по вкусу идея исследования ее характера, психологической и возрастной эволюции в женщину 60-х годов. «Это было так захватывающе – попытаться шагнуть вперед, - говорит актриса.- Как может 20-летний опыт изменить человека? Остаешься ли ты прежним? Что меняется в тебе? Как ты теперь относишься к себе, оцениваешь себя? Как ты говоришь? Я играла немного с ее голосом. Мне казалось, что он должен стать немного ниже, глуше. Конечно, мы поменяли ее прическу. Мне хотелось, чтобы ее внешность как-то изменилась. Сейчас она доктор, и она должна быть уверенной в себе , должна просто «излучать» авторитетность. Она серьезная женщина, но ей пришлось жить с чувством разочарования и потери на протяжении 20 лет. И это тоже должно отразиться на ее характере.»
Во 2 Сезоне «Стрекоза в янтаре» появляется материнская линия в образе Клэр, раскрывающаяся через сложные взаимоотношения с уже повзрослевшей дочерью., Брианной. Балф говорит, что ей удалось совсем немного поработать с актрисой Софи Скелтон, но это показало ей новые черты и возможности, которые должны были проявиться в Клэр. «Это было так сложно, потому что я не хотела ярко демонстрировать сложность их взаимоотношений. Да, между ними дистанция, потому что 20 лет Клэр жила как-то и должна была соответствовать своему положению, быть довольной и улыбаться; дистанция, рожденная недоразумением или разочарованием. Там так много любви, но эта любовь вбирает в себя весь багаж прошлого и чувство вины.»
К концу 2 Сезона Клэр опять женщина, перед которой стоит выбор. Она должна принять решение, изменяющее не только ее собственную жизнь, но и жизнь ее дочери, и жизнь Джейми Фрезера. Для Балф эти обстоятельства Клэр не являются неожиданными, потому что эта героиня всегда готова к переменам. «Она – та же женщина, - говорит Балф. – Но так много изменилось - изменилась и она. »