А.Позняков― Давайте к музыке обратимся. Самое громкое – во всяком случае, среди обсуждавшихся у нас в эфире тем за прошедшую неделю – это история с заявлениями композитора Юрия Лозы. Сначала он выразил мнение, что Кит Ричардс из «Rolling Stone» не очень хорошо играет, потом он уточнил, что на самом деле имел в виду, что Ричардс играет плохо, а Ричи Блэкмор хорошо. И тут же в интервью «Ленте.ру» он выразил интересное мнение о том, что – цитирую: «западная музыка она не наша, потому что корни русской музыки лежат в традиционных плачах, минорном строе души, а темнокожие свои мелодии могли выстукивать на коробке, не понимая традиционного музыкального строя». Есть у нас какая-то русская музыка с какой-то русской основой?
А.Троицкий― Здесь имеется в виду русская народная музыка, и были прекрасные мастера, кстати говоря, настоящие композиторы. Потому что «композитор Юрий Лоза» уже само по себе звучит комично. Был Дмитрий Покровский и его замечательный ансамбль, наши фольклористы, которые собирали прекрасный русский древний деревенский фольклор. И есть такая музыка, и есть, в том числе, и плачи. Но точно так же есть и плясовые и хороводные, и сводить всю русскую музыку к одному этому заунывному стону, как бы этого кому ни хотелось, но это никак не получается. Все-таки русские веселиться тоже умели и делали это очень даже неплохо.
Сейчас, конечно, стон стоит по всей Руси великой — это понятно. Ну и Лоза, естественно, тут приплелся со своими теориями, оправдывающий этот самый стон, хотя его итак можно оправдать самыми логическими соображениями.
Лоза, конечно, парень такой, не до конца умный, — скажем так мягко. Он подставился этими своими высказываниями. Потому что мог бы просто сказать, что группа «Deep Purple» ему нравится так же, как Дмитрию Медведеву. А группа «Rolling Stone» и «Led Zeppelin» ему не нравятся. По его скромному мнению. Тогда, естественно, ни у кого претензий к нему не было бы – мало ли что кому нравится, а кому не нравится. Я, скажем, терпеть не могу группу «Queen», тоже в высшей степени авторитетную и почитаемую многими. А меня дико раздражает и вокальная манерность Меркьюри, — кстати, я из-за этого один раз с Земфирой поцапался просто не на шутку в одной частной беседе. Потому что она его обожает, а я совсем наоборот. Ну и так далее. То есть, есть у меня какие-то аргументы и я их охотно предъявляю – почему мне лично не нравится группа «Queen».
Д.Пещикова― А почему тогда заявления Лозы имеют такой успех?
А.Троицкий― А заявления Лозы они были не то, что «нравится-не нравится, спи, моя красавица», а заявления эти как бы претендовали на какую-то…
Д.Пещикова― Авторитетность?
А.Троицкий― На объективность. Он же сказал, что Кит Ричард не попадает в ноты, и что у него гитара всю жизнь нестроит, а Мик Джаггер не попадает в ноты, а музыка «Led Zeppelin» вообще вся одинаковая и бездарная. Но это высказывание очевидно смехотворное. Это примерно то же самое, что сказать, что, скажем, русский писатель Лев Толстой ни фига не знал русского языка, постоянно путал падежи, делал грамматические ошибки и вообще писать не умел.
Д.Пещикова― А я – классный.
А.Троицкий― Понятное дело, что это чушь собачья. И любому человеку, необязательно даже обладающему абсолютным слухом и музыкальным образованием, понятно, что это не так. Так что он тут взял и подставился.
А.Позняков― Тут вопрос возникает – а дело не в личности Юрия Лозы? Ко всем была бы такая же претензия, слова любых музыкантов вызвали бы такую же реакцию, в том числе и негативную? Например, если бы Кит Ричардс о других музыкантах так говорил?
А.Троицкий― Дело в том, что Кит Ричардс не является клиническим идиотом.
Д.Пещикова― Давайте не будем так.
А.Троицкий― А если он о ком-то так высказывается, то делает это, по крайней мере, аргументировано и со знанием дела. Я думаю, что личность Юрия Лозы вообще никого не интересует. То есть некоторые малосимпатичные личности, — скажем. Стас Михайлов, — ну, это как бы человек известный.
Д.Пещикова― Для многих много симпатичный.
А.Троицкий― Да-да. Это человек известный, его мнение кого-то интересует. Юрий Лоза вообще всплыл из какой-то тины, куда его засосало еще лет 30 тому назад, и с тех пор о нем никто не вспоминал.
Д.Пещикова― А если бы Михайлов или Лепс сказали то же самое?
А.Троицкий― Если бы то же самое сказал бы Лепс, — опять же, думаю, Лепсу хватило бы тактичности так не высказываться, — думаю, что на эту тему разговоров было бы гораздо больше и это, может быть стали бы обсуждать более оживленно, и не с одной стороны, поскольку тут, понятное дело, игра в одни ворота: ну, человек сморозил идиотизм – ну все, приехали. Думаю, что если бы это сказал кто-то на самом деле значимый и авторитетный, то разговоров было бы больше и может быть, споры даже какие-то возникли. Здесь же ситуация абсолютно бесспорная.
Д.Пещикова― С другой стороны, кто про Лозу вспоминал в последнее время и так активно его обсуждал?
А.Троицкий― Никто.
Д.Пещикова― А теперь зато, хоть и в таком контексте, его обсуждают. Может быть, это такая целенаправленная своеобразная пиар-акция?
А.Троицкий― Я немножко знаю Лозу лично, однажды мы с ним в поезде ехали, в купе, в СВ из Москвы в Петербург и довольно долго разговаривали. Он парень, как мне показалось, весьма простодушный и не особо ушлый. То есть, я уверен практически в том, что конечно, это не какая-то продуманная акция Юрия Лозы, призванная привлечь к нему внимание спустя 30 лет полного забвения.
Если бы это был бы, скажем, Сергей Шнуров, то это другое дело – вот это профессиональный провокатор, человек, имеющий опыт профессионального пиарщика, и так далее. Вот он мог бы что-нибудь такое сделать. А Лоза нет, конечно. Это у него все от особо выдающихся умственных способностей, я думаю.... источник