В рамках ежегодной выставки, посвященной элитному образованию, 4 февраля в отеле Ritz Carlton в Москве состоялся круглый стол, освещающий ряд вопросов, связанных с различием в системах западного и российского образования.
Основная проблема, которую подняли его участники, связана с особым отношением к детям c синдромом дефицита внимания и дислексией на Западе и игнорированием этой проблемы в российских образовательных институциях.
Речь шла о том, как поступать семьям, в которых эта проблема существует. И.Хакамада заметила по этому поводу: «Индивидуализм подавляется в наших школах. Если ты другой, тебя сразу ставят в ряд отстающих. В нашей школе ставят «двойку», но ребенок не понимает за что. А межу тем, это настоящая травма, — уверена Ирина Хакамада. — Я вот до сих пор не могу писать на компьютере и ставлю слишком много запятых. За них меня в школе частенько ругали. И только мама меня всегда поддерживала, говорила, что я перфекционистка. У учителей нет заинтересованности, чтобы больше заниматься с детьми, и материальной базы. Школы состоят из норм и нормативов. Поэтому нужно, чтобы сверху спускался норматив о необходимости иметь экспериментальные школы и выделялись на это соответствующие ставки. У нас ведь учитель не может позволить себе ничего, а вот в Японии мой брат, который тоже преподает в школе, живет как человек — и машина у него есть, и поехать отдыхать всей семьей он может позволить себе в любую страну. Надо понимать, эксперименты в наших образовательных учреждениях просто необходимы. В 21 веке количество отклонений будет с каждым годом расти. В итоге это приведет к тому, что человек стандартный станет исключением».
В разговоре приняли участие ученые, психологи, представители британских школ и министерства образования и науки РФ.
Проблема дислексии остро стоит во всем мире. Что такое дислексия? Это нарушение способности к чтению и, как следствие, к грамотному письму. В России последнее принято называть дисграфией, хотя в западной традиции оба понятия обозначаются единым термином «дислексия».
Современные представления, основанные на результатах многолетних теоретических исследований и практической работы ведущих психологов мира, отказались считать дислексию заболеванием. Дислексия – это ни в коем случае не приговор о неполноценности, а особенность психики, связанная с деятельностью полушарий мозга. Люди с дислексией – так же, как например левши, — просто другие.
Дислексия довольно просто диагностируется. Если человек делает на письме характерные ошибки: пропускает буквы, слоги и целые слова, меняет их местами, читает текст справа налево или даже «вверх ногами», пишет слова слитно, без пробелов, — высока вероятность того, что у него дислексия. При этом срабатывают компенсаторные механизмы организма, поэтому дислексики часто – люди с высоким интеллектом, яркими творческими способностями и богатым воображением. Достаточно сказать, что дислексиком был Альберт Эйнштейн.
У дислексиков отмечаются также характерные психологические особенности, связанные с повышенной чувствительностью нервной системы. Они острее других реагируют на запахи и более тонко воспринимают звуки, обладают острой проницательностью и интуицией. Многократно отмечено, что у дислексиков присутствуют выраженные креативные способности.
Очевидно, что столкновение дислексика с окружающим миром может быть травмирующим, особенно если речь идет о детях. Ребенку с дислексией, посещающему обычную школу, приходится труднее сверстников – помимо объективных сложностей с освоением грамоты, он еще и подвергается сильнейшему психологическому прессингу, постоянно проигрывая в сравнении с остальными учениками и приобретая – совершенно незаслуженно – репутацию «тупого», «ленивого», «не желающего учиться». Результатом становится критическое снижение самооценки, формирование комплекса неполноценности, нередко уход в себя, а порой и неприкрытая агрессия.
На Западе исследования дислексии ведутся начиная с 1930-х годов; российская наука занимается этой проблемой более 100 лет. Но, если на Западе результаты исследований находят применение на практике, то в России в этой области дела обстоят далеко не так блестяще. Между тем, это явление – отнюдь не редкость. Точных статистических данных не существует, поскольку проводимые до сих пор исследования носили локальный характер, но по самым осторожным прикидкам, в российских школах учится около 10 процентов дислексиков. Детей с отдельными дислексическими проявлениями еще больше – порядка 50%. До сих пор права людей с дислексией полностью игнорируются. Это вступает в вопиющее противоречие с утверждением и защитой гуманитарных ценностей современной школы, но имеет также и социальный аспект. Общество, отбрасывающее дислексиков на обочину жизни, лишается их уникальных талантов, которые в других условиях были бы способны обогатить человеческую цивилизацию новыми открытиями и достижениями в творческой сфере.
В странах Запада накоплен достаточный опыт решения проблемы образовательных потребностей людей с дислексией. Так, после ряда неудачных попыток специалисты отказались от идеи создания специализированных школ для обучения детей с дислексией как доказавших свою неэффективность. Это логично: дислексикам вредит изоляция, напротив, они нуждаются в социальной коммуникации и психологической помощи. Ее методы разнятся от самых простых до более сложных. Например, замечено, что ребенку с дислексией достаточно вместо белого листа бумаги дать цветной (голубой, светло-зеленый и т.д.), и количество ошибок при письме у него стремительно снижается. Есть и много других апробированных методик, позволяющих человеку с дислексией адекватно вписаться в жизнь в социуме, раскрыв свои способности, и быть востребованным обществом.
Однако в России на сегодняшний день положение таково, что дислексики предоставлены сами себе. Бремя решения этой проблемы лежит исключительно на плечах родителей. Попытки «лечения» силами логопедов и других специалистов по дефектологии дают низкие результаты. Опыт отдельных энтузиастов показывает, что наиболее впечатляющих успехов достигают в работе с дислексиками психологи и специалисты по графотерапии. Создание благоприятного психологического климата, поддержание в ребенке веры в себя и свои силы, ясное осознание того, что он нисколько не хуже других, а просто другой, кропотливое обучение самоконтролю и владению собственными эмоциями, а также практические упражнения, направленные на познание своих способностей, — вот путь реальной помощи людям с дислексией.
Детям с дислексией достаточно признания их индивидуальности. Огромную роль в этом призвана сыграть школа, учителя и психологи, ежедневно работающие с детьми. Они должны уметь выявить дислексиков среди учеников и обеспечить им условия для успешной учебы. Современный учитель должен быть достаточно компетентным, чтобы помочь ученику с дислексией раскрыть его способности к образованию, он обязательно должен учитывать особенности психики таких детей, а главное – иметь желание работать с ними. Дислексиков нельзя заставлять читать вслух перед классом, нельзя отчитывать за медлительность, нельзя принуждать писать диктанты в обстановке стресса, задания рекомендуется давать не в письменном виде, а устно, нужно использовать в обучении как можно больше аудиоматериалов. Одновременно следует обеспечить возможность постоянных консультаций с компетентным специалистом по развитию письменной речи.
Если последнее требует времени и переподготовки – таких специалистов в России единицы, то первое можно сделать уже сегодня, сейчас. Достаточно, чтобы Министерство образования РФ разработало инструкцию для школ с соответствующей пояснительной запиской, предписывающей учителям и школьным психологам обращать особое внимание на образовательные потребности школьников с дислексией и оказывать им моральную поддержку.
источник