Свернуть чат Чат
|
Читатель слов глазами
#661 OFFLINE
Отправлено 07 декабря 2016 - 18:55
После «Русского Букера», доставшегося роману Петра Алешковского «Крепость», тексту, с одной стороны, чрезвычайно избыточному, а с другой — довольно твердолобому, вердикт членов Литературной академии, которые решают, кому присудить «Большую книгу», выглядит как восстановление исторической справедливости.
«Зимняя дорога» Леонида Юзефовича рассказывает историю белого генерала Анатолия Пепеляева и анархиста Ивана Строда, которые во время Гражданской войны сражались в Якутии за последний клочок подконтрольной белогвардейцам земли.
Этот текст, сконструированный из писем, дневников и мемуаров героев и свидетелей описываемых событий, действительно, с самого начала выделялся среди прочих. Во-первых, Юзефович работал над книгой очень долго не только по нынешним рыночным меркам, вынуждающим авторов выдавать по роману в год: впервые «Зимнюю дорогу» он анонсировал еще в начале 2000-х. За ней стоят годы архивной работы, изучение мемуаров и переписка с одним из сыновей Пепеляева, который сейчас живет в Черкесске.
Во-вторых, несмотря на тяжеловесный бэкграунд, роман читается на одном дыхании, будто бы перед нами бодрый исторический фикшен со сценами людоедства и кровавой резни посреди тайги.
Однако излишнего драматизма Юзефович чурается и ни разу не изменяет вдумчивой интонации профессионального историка-наблюдателя.
В-третьих, автор возвращает в современность персонажей поистине удивительных: во время Якутского мятежа 1921–1923 годов Пепеляев и Строд оказались по разные стороны баррикад (Строд целый месяц просидел в крепости из мерзлого оленьего навоза, пока Пепеляев ее штурмовал), но были расстреляны в один год.
Первого обвинили в организации ложного заговора, второго — в том, что грозился спьяну убить Сталина.
Оба они угодили в прореху между старым миром и нарождающимся новым, оба отказались принадлежать и тому, и другому.
Совершенно иным, но по-своему созвучным «Зимней дороге» произведением о человеке без времени становится «Авиатор» Евгения Водолазкина, получивший второй приз «Большой книги». Это история Иннокентия Платонова, типичного интеллигента начала XX столетия, который, пройдя через Соловецкий лагерь, где его заморозили в жидком азоте в качестве научного эксперимента, просыпается в 1997 году в Москве. В состоянии полного беспамятства он начинает миллиметровыми шажками прорываться к своей частной истории и истории вообще. Однако Водолазкин решает проблему ускользающей памяти более радикально, чем Юзефович, который кропотливо вылепливает свой труд из обрывков чужих жизней. Водолазкин же безжалостно растворяет все историческое в повседневном, которое на поверку и оказывается универсальным опытом.
Третье место «Большой книги» досталось Людмиле Улицкой за роман «Лестница Якова» — полифоничную семейную хронику, охватывающую историю шести поколений семейства Осецких.
В книге разрабатывается, в общем, стандартный для Улицкой сюжет о маленьких людях, угодивших под колеса истории, но как будто не заметивших этого. Интеллектуалы, творцы, неудачники, какими традиционно предстают ее герои, стараются выжить, встроиться в систему, но вынуждены лишь плестись через век, то и дело проживая опыт конечности — людей, чувств, мнений. Как и «Зимняя дорога», роман произрастает из документа: скрепляющим материалом здесь послужила охапка олитературенных писем бабушки и дедушки писательницы. Улицкая также стала победителем читательского голосования, проходившего в фейсбуке.
Всего в короткий список премии в этом году вошло десять произведений. Среди них Владимер Динец («Песни драконов»), Петр Алешковский («Крепость»), Алексей Иванов («Ненастье»), Александр Иличевский («Справа налево»), Анна Матвеева («Завидное чувство Веры Стениной»), Мария Галина («Автохтоны»), Сергей Солоух («Рассказы о животных») и Саша Филипенко («Травля»).
Приз за вклад в литературу получил издатель, член экспертного совета ярмарки non/fiction Борис Куприянов.
«Большая книга» была основана в 2005 году. Общий призовой фонд премии превышает 6 млн руб., приз за первое место — 3 млн руб., второе — 1,5 млн руб., третье — 1 млн руб. Победителей определяет жюри — Литературная академия. Ставший лауреатом Леонид Юзефович уже получал премию «Большая книга» в 2009 году за роман «Журавли и карлики».
https://m.gazeta.ru/..._10409621.shtml
#662 OFFLINE
Отправлено 12 декабря 2016 - 19:42
Повествование ведется от лица пятнадцатилетней девочки, умной, воспитанной, способной к рефлексии. Они с мамой уже пережили травмирующее событие, когда отец их достаточно некрасиво оставил, а тут еще героиню начинают нешуточно травить в школе бывшие закадычные подруги. Она совершенно не может дать отпор, так же как и скромная терпеливая мама своим хамоватым работодателям. И по этому поводу Шелли мысленно называет их с мамой мышами, а их жизненную стратегию - мышиной: убежать, спрятаться, затаиться. Но до каких пор тихий неагрессивный человек может выдерживать давление и что происходит, когда терпение лопается? Ответ неочевиден, но очень впечатляющ. Простой язык, динамично, трудно оторваться. Всем рекомендую.)
П.с. События школой только начинаются.
#663 OFFLINE
Отправлено 25 января 2017 - 18:51
А я сейчас читаю... с огромным чувством ностальгии перечитываю роман Дюма "Виконт де Бражелон", когда-то - любимый роман моего детства, и имхо, лучшую книгу мушкетерской трилогии.
Перечитывать в зрелом возрасте то, что дико нравилось лет в 12-13 не так уж легко. Но роман не разочаровывает даже спустя годы... такое вот - тоже - 20 лет спустя.
Все-таки сын Атоса - самый милый персонаж истории. Я уже в конце книги, там где Рауль уже поехал в Африку убивать себя из-за мадемуазель де Лавальер. Все равно какой-то ком в горле и просто слезы на глазах. безупречный рыцарь - конечно, плод авторского воображения - но как бы хотелось верить, что такие люди существовали на самом деле... хоть когда-то.
Кто не понял, Луиза де Лавальер была очень похожа на миледи. Именно потому, граф Де Ла Фер так недолюбливал ее. Но, видимо, вкусы тоже наседуются. и миледи из могилы достала графа, доведя до самоубийства его любимого и единственного сына.
ну и много - о королях... об их жестокости, лицемерии, подлости, неблагодарности... Людовик - пример того короля, каким не следует быть.
#664 OFFLINE
Отправлено 25 января 2017 - 21:14
Я не могу удержатся от искушения написать вам еще раз, что я люблю вас. И чтобы наказать себя за эту слабость, я умираю.
Дату под этим письмом поставите сами.
Этот последний, отвечая на вопросы, которые ему задал герцог, сказал, что из восьми ран, по его мнению, три раны смертельны, но раненый настолько крепкого телосложения, его юность так всепобеждающа и божье милосердие так неисповедимо, что, быть может, г-н де Бражелон и поправится, но только в том случае, если будет сохранять полнейшую неподвижность. И, обращаясь к своим помощникам, брат Сильван строго добавил:
– Только не трогайте его даже пальцем, иначе вы убьете его.
Мы вышли из палатки с некоторой надеждой. Секретарю, о котором я упомянул уже выше, между тем показалось, что на губах г-на де Бражелона, когда герцог сказал ему с ласкою в голосе: «О виконт, мы спасем тебя», проскользнула чуть приметная горестная усмешка.
Но вечером, решив, что больной успел уже достаточно отдохнуть, один из врачебных помощников вошел в палатку виконта де Бражелона и тотчас же с криком выскочил из нее. Встревоженные, мы сбежались на этот крик; герцог был с нами. Помощник хирурга указал на тело г-на де Бражелона, распростертое на земле близ кровати, оно лежало в крови.
По-видимому, у больного случились судороги или он метался в жару и упал. Падение и было непосредственной причиной смерти, как и предполагал брат Сильван. Виконта подняли, он похолодел и был мертв. В правой руке он держал белокурый локон, и эта рука была крепко прижата к сердцу».
#665 OFFLINE
Отправлено 10 февраля 2017 - 10:41
Я уже давно ничего не читаю. Я перечитываю и всё Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он входит и говорит: «Как ты мне, старая дура, надоела!» Ф.Раневская.
#666 OFFLINE
Отправлено 10 февраля 2017 - 16:24
Я дочитала роман Стивена Кинга "Оно".... это такая толстенная книга, которой можно пришибить врага при случае, если он попадется под горячую руку.
Наверное, это один из любимых его романов у меня, и может - даже самый любимый.
Это книга о том, как шестеро мальчишек и одна девочка бросили вызов Мировому злу, что убивало детей. Клуб Неудачников. Таких наиболее травимых школьников - кого-то за заикание, за очки, за полноту, за бедность, за астму, за цвет кожи, за еврейскую национальность... и все же вместе, они сумели сначала остановить, а потом и прикончить Оно. Оно - то, что питается детскими страхами. Очень понравилось противопоставление - взрослости и детства. В детстве как-то легко было верить, что в шкафу - в подвале, на чердаке - живет монстр. Эта шаткая земля детства, где реальны зубные феи, монстры из канализации, чудовища из кино... и там именно вера стала оружием для борьбы, ведь если ты веришь в оборотня, то так же сильно веришт и в то, что его можно убить серебряной пулей. Если веришь в монстра, то так же сильно веришь и в то, что водопроводная вода в твоем ингаляторе - это не только лекарство от астмы, но и серная кислота. А чтение птичьего атласа сойдет за катехизис, если верить. Против чудовища, в которого веришь пойдет и оружие, в которое тоже веришь.
#667 OFFLINE
Отправлено 10 февраля 2017 - 18:34
Читала в 90-е с большим удовольствием. Но если верить Вики, тогда был перевод плохой и купюры, а сейчас хороший. Кино тоже давнишнее видела и вроде понравилось.роман Стивена Кинга "Оно"....
На излёте советской власти видела белорусскую короткометражку-пародию на #Кошмар на улице Вязов. Там Лыков-старший (еще даже не Казанова) - учитель, которого ребенок подозревал в том, что он Фредди Крюгер. И в решающий момент мальчишка поднимает руку в салюте и читает клятву "Я, юный пионер Советского Союза, торжественно клянусь...", и Фредди отступает. Смешно, и в духе оригинала. Там тоже героиня, кажется, что-то простое сделала, зеркало ему показала, что ли.Против чудовища, в которого веришь пойдет и оружие, в которое тоже веришь.
#668 OFFLINE
Отправлено 11 февраля 2017 - 07:39
Девочки, привет!Посоветуйте какой-нибудь детектив в декорациях 18-19 века.Недавно прочитала Джанет Глисон, понравилось.
#669 OFFLINE
Отправлено 11 февраля 2017 - 09:55
#672 OFFLINE
Отправлено 11 февраля 2017 - 13:08
Коллинза читала только "Женщину в белом" и "Лунный камень", считаю его отличным писателем для экранизации, впрочем как и Конан Дойла.
#673 OFFLINE
Отправлено 12 февраля 2017 - 15:30
https://book-audio.c...lorda-kromvelia
Я начала читать в бумажном варианте, может кого-то заинтересует аудиокнига.
#674 OFFLINE
Отправлено 12 февраля 2017 - 17:10
#675 OFFLINE
Отправлено 12 февраля 2017 - 17:42
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных