«Раскачивая лодку»
SAM
Сейчас уже поздний вечер, но Грэм неплохо держится, пока фургон набирает скорость по Great Glen.. По сути, мы едем вниз по массивному разлому ледникового периода к конечному пункту нашего сегодняшнего путешествия - знаменитому озеру Лох-Несс. Я постоянно жму на тормоза кемпера, но приходится их иногда прокачивать, чтобы избежать блокировки. Грэм, однако, замкнут, как говориться, «на полном замке», тело его напряжено, челюсти сжаты (и, вероятно, ягодицы тоже). Я позволяю фургону свободно скатываться вниз - может быть, мы окажемся в воде? Интересно, может ли наша «жестянка из-под маргарина» плавать? Это было бы похоже на эпизод из «Top Gear» (1) , размышляю я. Грэм смотрит на меня умоляющими глазами. Я резко торможу, и мы благополучно добираемся до кромки воды. Подождав немного, пока дыхание Грэма придет в норму, мы молча стоим, глядя на мерцающую воду, наслаждаясь первозданным покоем озера Лох-Несс. Ожидается, что эту тишину может грубо прервать наш друг и бывший питомец "Чужестранки" Гари Макхаггер (2) Льюис, который должен прибыть на гребной лодке.
Но пока есть только покой. Great Glen - поистине культовый ландшафт, образованный ледником, прорезающим огромный шрам через центр Шотландии. Большая часть шестидесяти двух мильной долины занята рядом озер и соединяющих их рек, включая озеро Лох - Несс, которое в фольклоре прославило существо, обитающее в его глубине - Лох-Несское чудовище или «Несси» для краткости. "Легенда" о странном существе, живущем там, восходит к VI веку, ко временам ирландского монаха Святого Колумбы, когда на местного жителя, плававшего в воде, напал "водяной зверь", который растерзал его и утащил под воду. Колумба послал одного из своих людей в озеро, и, когда зверь приблизился, Колумба осенил его крестным знамением и приказал отступать; зверь поджал хвост и рванулся прочь. Все пикты ликовали при виде этого чуда. Именно так их и обратили в христианство. Ну, или вроде того.
Лох-Несс - одно из тех знаковых мест, которое несет в себе удивительное чувство мифа и тайны. И он просто такой большой. Он ошеломляет вас своим величием, и хотя ваш рациональный ум говорит вам, что Лох-Несского монстра не может быть, но где-то в глубине души я надеюсь: "Может быть, сегодня... может быть, сегодня я его вижу". Я думаю, что сейчас на самом деле мой первый настоящий взгляд на Лох-Несс и будет моим первым свиданием с ним, но вдруг все прошлое возвращается ко мне... «Семейка Несси», детский мультфильм 1980-х годов, который я смотрел с мамой и братом, когда был маленьким.
Обычно я не слишком много говорю о своей семье. Я стараюсь защитить их от любого назойливого внимания. Мы - маленькая семья, и моя мать, Крисси, одна вырастила меня и моего старшего брата, Кирдана, на юге Шотландии в графстве Дамфрис и Галлоуэй. Крисси-очень творческая женщина. Несколько лет, когда мы росли, она работала в местной мастерской по изготовлению обуви (которой руководил ее знакомый). Однако она всегда мечтала сделать карьеру художника. Когда пришло время, она подала заявление в Эдинбургскую школу искусств (Edinburgh School of Art), и ей предложили место на курсе гравюры. Именно тогда, когда мне было двенадцати лет, мы и переехали в столицу Шотландии.
Эдинбург был для меня совершенно новым опытом; после начальной школы и посещения государственной школы Гиллеспи (не имея возможности позволить себе плату) мы подали заявку и были счастливы получить место ассистента в Эдинбургской школе Штайнера, что, вероятно, является одной из причин, по которой я стал актером. Школа Рудольфа Штайнера основана на создании разнообразной, творческой среды, вдохновляющей на обучение, а не на традиционном академическом подходе. Это было хорошее время для меня, и учителя охватывали многие предметы, включая философию, астрономию и средневековую историю, которые были "вне программы". Грэм отправил туда своих детей, Гари Льюис тоже, а Тобиас Менсис, который играет «Черного Джека» Рэндалла , посещал школу Штайнера в Кентербери в Кенте. Недавно я провел очень полезное интервью совместно со школой, и они выложили видео в Интернет (включая некоторые фотографии класса, которыми я не очень горжусь!).
Несмотря на то, что Крисси была матерью-одиночкой с двумя сыновьями-подростками, она закончила свой курс в художественной школе и открыла свою собственную студию, где она продолжает создавать различные произведения для выставок и продажи или на заказ. Она сотрудничала со многими интересными художниками и путешествовала по миру, изучая навыки изготовления бумаги и бронзового литья в Японии и Индии. Подрастая, я всегда понимал, как тяжело ей было и в финансовом, и в творческом плане. Как и для всех художников, это был праздник или безденежье, переход от успеха к застою и обратно, но моя мать работала чрезвычайно усердно, чтобы вырастить нас, и никогда не отказываясь от своих творческих устремлений.
Когда пришло мое время выбирать, что я буду делать, она поддержала меня, подчеркнув при этом, что на самом деле трудно быть актером, работающим на себя. Но она никогда не обескураживала меня неодобрительными отзывами и посещала все мои ранние выступления. В одной из моих первых постановок мне пришлось играть персонажа, теряющего девственность, и то, что мама сидит всего в нескольких метрах от меня, мягко говоря, было неудобно! Добавьте к этому моего агента и большинство лондонских театральных критиков. Крисси всегда очень гордилась мной и до сих пор присылает мне газетные вырезки о моих достижениях - (и никогда – статьи из "Голливуд Репортер", "Лос-Анджелес Таймс" или "Нью-Йорк Таймс"), обычно язвительно отзываясь об американских телешоу, изображающих шотландскую историю, теперь она очень гордится "Чужестранкой" и смотрит ее (на DVD или когда шоу идет по общедоступному телевидению ). Я мечтаю о том, чтобы взять ее на премьеру в Лос-Анджелес или Нью-Йорк и дать ей возможность заглянуть в мир, который мне иногда удается исследовать. Но, как и все дети, я боюсь, что она заставит меня краснеть, когда журналист попросит ее раскрыть какую-нибудь подробность обо мне на красной дорожке!
Мой дядя тоже человек творческий. Он много лет жил на острове Эйгг, где присматривал за несколькими поместьями и угодьями - в основном он был известным лесничим. Когда мы росли, мы часто ездили туда отдыхать. Он играет на скрипке и создал группу - келли (3), с которой гастролирует по Шотландии - играет на мероприятиях и свадьбах. Однако его основное занятие - плетение корзин и других всевозможных вещей; сейчас он наладил бурную торговлю плетеными гробами! Биоразлагаемый и прочный гроб, я думаю, что это отличная идея. И вы можете "опробовать, прежде чем купить" - проверить свой гроб, посмотреть, нравится ли он вам, и сделать предварительный заказ! Он также делает огромные плетеные фигуры, используемые на фестивалях, таких как Burning Man и Wickerman festivals. Он сделал Оленя («Второй сезон» – Четвертый, Сэм ошибся – примечание пер.) и Огненный Крест для «Чужестранки» в Пятом сезоне. Я думаю, что они подсмотрели идею с оленем, когда я попросил сделать его на день рождения нашего шоураннера Рональда Мура.
Рон первый шоураннер «Чужестранки» - известный писатель, создавший сценарии шоу «Star Trek Next Generation/Voyager ». Он пишет сценарии и работает на многих знаковых телевизионных шоу, включая «Звездный Крейсер «Галактика» ремейк, «Карнавал», «Электрическая мечты» и «Для всего человечества». Он также любит хорошие суши и прекрасный шотландский солодовый виски. Именно он, вместе с Мэрил Дэвис и своей гениальной женой, Терри Дресбах (художник по костюмам "Чужестранки"), убедил Диану Габалдон позволить им выпустить ее серию романов в качестве телешоу.
Олень был перевезен с юга Шотландии в Хайленд и выглядел замечательно на территории арендованного Роном Муром старинного особняка. Рону нравилось, что вечером во время празднества гости могли испробовать соколиную охоту и смешать свою собственную порцию виски. И все мы ели вкусную еду из местного ресторана «Mhor». Когда стемнело, мы подожгли плетеного оленя. Я думаю, американцы были ошеломлены и слегка напуганы тем, что эти безумные шотландцы могли сжечь нечто, такое прекрасное.
Когда я рос, в моей жизни был еще один важный человек, мой дед, "Джиндж"... Как ни странно, это любимое прозвище Грэма для меня (еще не использованное в этой поездке!) среди других, которые не так известны и могут быть выражены здесь только символами %$&@%*. В прошлом рыжий, к тому времени, когда я знал Джинджа, он был частично лысым с копной седых волос в джентльменском стиле. Я происхожу из семьи рыжеволосых родственников, родня с материнской стороны - настоящие «джинджеры»! Я понял, что «Джиндж» - не настоящее имя моего дедушки, только однажды, когда я был в его саду (на юге Англии), а его соседка постоянно звала кого-то по имени Стэн. «Стэн? Кто такой Стэн?”- сказал я, тупо глядя на соседку сквозь очки c толстыми линзами. Неуверенный, неуклюжий подросток, смущенный своими очками. Мне не очень нравилось общаться с незнакомыми людьми. На самом деле я до сих пор все еще насторожен при общении, хотя, наверное, стал лучше скрывать свои страхи или, по крайней мере, нашел способ общаться с людьми. Актерская игра дает вам социальные навыки и способность взаимодействовать с партнером, иногда вести разговор или приспосабливаться к настрою другого человека. Меня всегда удивляло, почему актеров считают странными или слишком отзывчивыми и общительными. Возможно, эти навыки, которым мы научились, позволяют нам легче ориентироваться в социальных рамках общения. Я, конечно, думаю, что моя чуткость дает мне способность судить о ситуации или "чувствовать" атмосферу вокруг.
«Твой дедушка дома?» - снова спросила соседка со своим «эстуарным» (4) английским акцентом, скрестив руки на груди, думая, что я слабоумный. Шотландские дети явно медлительны: «А, ты имеешь в виду Джинджа! Да, он в сарае для инструментов.»
В нашей маленькой семье, не зная своих родственников по отцовской линии, я проводил летние каникулы с дедушкой; он, вероятно, был самым близким нам родным человеком. Мне нравилось быть с ним. Тихий и добродушный, он великолепно смеялся и обладал теплой улыбкой. Мне хочется думать, что моя собственная улыбка – ее отображение. Я сидел у него на кухне, ел хлопья, и мы слушали "радио". Шоу Гуна было откровением; это было смешное радио-скетч-шоу с веселыми персонажами, и у Джинджа была большая коллекция записей программы на кассете. Сценки были написаны Спайком Миллиганом и исполнены им самим, Гарри Секомбом и Питером Селлерсом, актеры выступали вживую на сцене перед публикой. Моим любимым персонажем был Экклз (довольно медлительный, но симпатичный персонаж, который был лучшим другом молодого бойскаута по имени Блюботтл, неизменно, случайно взрывавшего себя!). Мы также слушали получасовое скетч-шоу Хэнкока, еще одно еженедельное скетч-шоу, очень похожее на сегодняшнее Saturday Night Live или другие современные телевизионные скетч-шоу. Юморески и комедии были из времен Джинджа, 1950-х и 60-х годов, или времен Второй мировой войны, и иногда по сегодняшним меркам выглядели немного неуместными. Я думаю, что этот юмор похож на представления Монти Пайтона (тоже моя большая любовь) и, вполне возможно, является основой моей дружбы с Грэмом. Анархичные, глупые, временами неуместные и совершенно определенно не для всеобщего обозрения, мы склонны создавать смешное в наших головах, а затем смеяться над ним в течение нескольких дней, опираясь на придуманных персонажей и ситуацию, пока это не становится совершенно абсурдным.
Мой дед был на войне, но был ранен во время учебных операций и в конце концов был возвращен обратно в гражданскую жизнь. Затем он работал на почте до самой пенсии. Он всегда сильно хромал и старался не отставать от меня, когда мы шли по магазинам за мороженым; мелочь звенела у него в кармане, когда он быстро шагал рядом со мной. В начале моей актерской карьеры я участвовал в нескольких драмах о Второй мировой войне и всегда думал о нем. Мне только хотелось, чтобы он их увидел. Интересно, одобрил бы он их или счел бы правдивыми? Когда я встретил пилота "Битвы за Британию" Джеффри Уэллума, а позже сыграл его в фильме "Первый свет", я увидел в нем многое от моего деда - бодрый характер и умение жить, скрывая травмирующий повседневный опыт Второй мировой войны.
«Первый свет» был правдивой историей самого молодого пилота "Спитфайра" во Второй мировой войне, и именно там в 2010 году я впервые встретил Гари "Хаггера" Льюиса, который играл сержанта Мака, моего старшего офицера. Спортивный, с ухоженными усами, он был как отец и печальный свидетель трагической судьбы этих молодых летчиков-истребителей. Мне выпала честь встретиться с Джеффри Уэллумом , по книге которого был снят фильм, и я познакомился с ним за несколько недель до съемок. Полный энергии и большого уважения к своим товарищам-пилотам, он никогда не считал себя героем, но считал, что просто делает то, что от него требуется. Он был любезен и общителен, и мне хотелось поглубже изучить его. Подниматься в самолет, выполнять маневры уклонения и учиться запускать "Спитфайр", как это делал он, используя только базовое руководство и небольшой опыт, - все это вызывало во мне самое большое волнение. Эти молодые люди должны были сами во всем разобраться; если они вернутся из полета живыми, то получат диплом пилота. Когда двигатель "Роллс-Ройса Мерлина" взорвался, с безошибочно узнаваемым глубоким гортанным звуком, я почувствовал вибрацию, находясь позади такой мощной машины. Как и спортивный автомобиль Формулы-1, эти самолеты были вершиной технологии и скорости. Легко было поставить себя на место Джеффри в 92-й эскадрильи, чувствуя, что его ответственность не воспринимается как подвиг. Он участвовал в Битве за Британию и летал на нескольких миссиях, стресс и потеря друзей привели его к почти полному срыву к концу службы.
Джиндж мало говорил о войне, но он всегда был готов к приключениям и водил меня в различные тематические парки. Я, конечно, хотел прокатиться на самых больших американских горках (хотя пиратские корабли и бревенчатые флюгеры были моими любимыми), и он неохотно садился рядом со мной и все время гримасничал. И все же каждое лето он забирал меня к себе. Вернувшись в его дом, я спасался от жары настоящего английского лета, болтаясь в сарае для инструментов, где был прохладный воздух, и пахло деревом. Дедушкины различные инструменты и оборудование были возвращением к послевоенному быту, когда британские граждане поощрялись за трудолюбие и стремление чинить вещи самостоятельно. Я отбивал куски дерева, довольно безрезультатно, обычно делая интерпретацию нового меча или топора, который я мог бы использовать для борьбы с вторгшейся английской армией
Много лет спустя, в восемнадцать лет, прежде чем поступить в университет, я побывал в Восточной Европе, занимаясь альпинизмом. Я только что вернулся из Эстонии, побывав также с кратким визитом в Латвии , Литве и Санкт-Петербурге. Я помню, что граница с Россией была похожа на фильм о Джеймсе Бонде. В три часа ночи мой спальный вагон, как и весь состав, был окружен русскими солдатами с прожекторами, сторожевыми собаками и автоматами Калашникова. Каждый вагон был обыскан; даже крышу и стены поезда проверяли, разыскивая контрабанду. Когда подошла моя очередь, дюжий солдат указал на мой большой рюкзак; я снял его с полки, и мой походный ботинок, привязанный к нему, ударил солдата по лицу. Он не дрогнул, но сделал мне знак открыть рюкзак. Я расстегнул крышку, и оттуда выпал перочинный нож. Когда он наклонился, чтобы поднять его, то заметил плюшевого льва, лежащего поверх моих вещей. Солдат покачал головой и с отвращением выплюнул слово: "Америкосы".
Вернувшись наконец в Шотландию, я узнал, что мой дед скончался. Засыпая в ту ночь, я думал о Джиндже; о монетах, звенящих в его кармане, о его сарае, о Шоу Гуна, о его улыбке… "Тик-тик - тик". Звук метронома, издаваемый в прогулочном темпе, пробудил меня от сна. На моей полке, все еще покрытый пылью, лежал купленный им метроном и тромбон, на котором я больше не играл. Я смотрел, как маятник раскачивается взад-вперед, отсчитывая время, как в войну. "Это Джиндж", - подумал я, не сомневаясь. Окно и дверь были закрыты, и не было никакого ветерка или другой причины для того, чтобы устройство начало двигаться. Это вызвало у меня озноб, но также и ощущение, что он все еще со мной. Я часто думаю о нем в летние месяцы: тогда он сидел на траве или слушал птиц – это маленькое напоминание о тех благоухающих летних вечерах детства, когда Джиндж удовлетворенно возился в своем сарае для инструментов.
Конечно, быть с Грэмом - все равно что иметь в своей жизни нового дедушку. Думаю, именно поэтому меня так тянет к нему. А я - сын, которого у него никогда не было (у него две прекрасные дочери, Хонор и Хоуп). Но теперь я вынужден вступить в жесткую конкуренцию за внимание Старого Пса, потому что его экранный брат, Гари "МакХаггер" Льюис, появился на сцене, и у них есть собственная платоническая стариковская любовь. Я люблю Гари. Все любят Гари, но Грэм действительно любит Гари
GRAHAM
Мой отец был страстным коммунистом. Он даже обратил в коммунизм человека, ставшего лидером Британской коммунистической партии. Для моего отца политика была всем. Он был самоучкой, бросил школу в четырнадцать лет (как и моя мама) и жадно читал. Всегда нон-фикшн; я не думаю, что когда-либо видел, чтобы мой отец читал роман.
Он вырос в 1930-х годах в Глазго, который считался следующим наиболее вероятным местом в Европе, после России, где произойдет коммунистическая революция. Танки были развернуты на George Square (площади короля Георга), чтобы подавить эту революцию, очень похожую на выступление на площади Тяньаньмынь. Папа читал все, что мог. У меня до сих пор хранится его экземпляры: «Дас. Капитал» (11) Карла Марса и "Красная книжечка" Председателя Мао. Позже я узнал, что политические разногласия привели к дракам между моим отцом и дедушкой. Последний был убежденным социалистом, но «коммунизм» для него - было уже слишком.
Падение коммунизма в 1980-е годы, наряду с гласностью и перестройкой, стало сокрушительным ударом по давним убеждениям отца. Это было похоже на то, как если бы христианину было показано, что Бога не существует. (Кстати, я вырос в совершенно светской семье. Моя мама была неудачной католичкой; я никогда не ходил в церковь, пока мне не исполнилось двадцать пять, и пошел только потому, что мне было любопытно посмотреть, какие они, христиане).
Дневник моего отца, летчика Королевских ВВС, изобилует ссылками на "наших товарищей в Советском Союзе", но никогда - на американские войска. Я вырос, когда «Советский еженедельник» доставляли к нашей двери. Я думал, что это совершенно нормально, пока не узнал, что ни у одного другого ребенка в округе не было отца, которому бы приносили «Советский еженедельник». Кроме Гари Льюиса, который играет моего брата Колума в "Чужестранке". Его отец тоже был коммунистом из Глазго. Одна из многих общих вещей, которые я нашел в нем.
Приглашение Гари в наше путешествие по Кланландии было гениальным ходом, который я неохотно уступаю Хьюэну
SAM
Думаю, вы поймете, что я приглашал всех гостей.
GRAHAM
Объятия Гари - легенда. Обычное объятие длится ровно две - три секунды. Первые две - три секунды объятий Гари Льюиса - это просто разминка, изучение обстановки. Затем он посвящает следующие восемь - десять секунд ужесточению своей медвежьей хватки, держась за вас изо всех сил, как будто он только что вернулся в качестве единственного выжившего из экспедиции Скотта в Антарктику. Как только вы думаете, что это, несомненно, так, он начинает теплое и устойчивое поглаживание вашей спины, иногда сопровождаемое дополнительными сжатиями, все время бормоча: "Брат, брат", если вы мужчина, или: "Дорогая, дорогая", если вы женского пола. Наконец, после того, что сейчас, возможно, приближается к тридцати секундам, он выпускает вас из своих крепких, как тиски, объятий. Вполне возможно, что вы могли бы пережить день до ночи, получив энергию одного из этих объятий. Я, отнюдь не возражая против, чувствую себя гораздо лучше после него. Это настоящее объятие.
Гари - невысокий человек. В его крови нет гена викинга, а если и есть, то это был карлик. Викинг из деревни, который пробрался на баркас и остался после того, как все ушли. Он обладает классическим шотландским телосложением. Короткие ноги, длинное туловище (хорошо для того, чтобы ходить по вереску, быстро и проворно), удивительно сильные руки для крепких объятий. Я люблю Гари. Я бы даже сказал, что не знаю никого, кто не любил бы Гари. Первоначально он был школьным учителем, и поздно пришел к актерскому мастерству. Но Гари обладает всеми необходимыми для актера талантами: страстностью и эмоциональностью. К тому же он совершенно распущенный.
Я помню, как снимали сцены в большом зале замка Леох, где мы сидели за большим столом с Гари и очаровательной Эйслин Макгакин, которая играла жену Гари, забеременевшую от Дугала, потому что характер Гари был слишком слабым в этом деле. Когда мы находились не в кадре, Гари с большим удовольствием пытался нас рассмешить. Он всегда добивался успеха. Я не буду вдаваться во все грубые подробности, но достаточно сказать, что это было сравнение моего характера с бешеным горностаем, который регулярно осквернял бедную кухарку, миссис Фитц, как он так очаровательно выразился... на самом деле. Я не могу это записать, потому что это просто слишком порочно! Но мы зачастую беспомощно плакали от смеха.
Впервые я встретил Гари, конечно, в пабе. Мы оба были театральными актерами в Глазго. Он входил в актерскую труппу Питера Маллана, и я встречался с ними в баре "Виктория" рядом с театром "Ситизенз" в Глазго. Это был ирландский паб, и хозяин (Шон) всегда помнил, что ты пил, даже если ты не был там месяцами! Я пил «Гиннес». Я обычно сидел с Гари, Питером и Дэви Маккеями, смотрел живую музыку, злился на "Гиннесс" и вообще приводил себя в равновесие. Когда я узнал, что он играет Колума, я был в восторге. Во-первых, потому, что Гари - первоклассный актер, во-вторых, потому, что мы действительно могли бы быть братьями (не считая роста), так как без бороды у нас с ним - поразительное сходство. Когда дело дошло до высохших ног Колума , Гари дали эти чулки, как у Арлекино, (которые люди используют для цифровых эффектов). Ему приходилось носить туфли со вставками, чтобы ноги выгибались наружу. Это, должно быть, было чертовски болезненными, но он никогда не жаловался. Я всегда старался рассмешить Гари перед дублем. Это, неизменно, включало красочные описания развратных сексуальных фантазий или какого-нибудь скотного двора в замке. Но Гари даже не вздрагивал.
Когда дело касалось гэльского, то Гари не был его поклонником. На репетициях, вместо того, чтобы читать реплики на гэльском, он просто декламировал список марок виски. Но делать сцены с ним было одно удовольствие. Сцена его смерти и сцена, в которой он меня изгоняет, были одними из моих любимых сцен на съемках. Мы вместе разделили наш самый последний съемочный день: это была сцена его смерти. Пропали эмоции, сосредоточенность и стремление к истине. В последний день работы, особенно в тех проектах, на которых вы были в течение многих лет, традиционно 1-й АД (Ассистент директора\ режиссера) объявляет, что это ваша последняя сцена, а затем инициирует аплодисменты, которые поддерживают как съемочная группа, так и актеры. Продюсеры, как правило, приходят на съемочную площадку, чтобы присоединиться к этому. На самом деле это очень трогательно. Но на этот раз как "отрезало": пробки на лампах были вывернуты, оставив нас с Гэри в темноте. 1-й ассистент директора объявил, что сцена закончена, и они начали переходить на другую площадку. Кажется, оператор сказал: "Разве это не ваш последний день, ребята?" Мы с Гари утвердительно пробормотали. В ответ раздались приглушенные аплодисменты, когда съемочная группа уходила в темноту, оставив нас с Гари рядом с пустым местом, где должны были стоять продюсеры сериала.
Это справедливо вызывает слезу на ваших глазах.
SAM
Мы с Мишель уговорили ничего не подозревающего рыбака отдать нам свое средство к существованию на день, и решили, что Гари не будет разделять с нами всю ответственность, так что, следовательно, самое веселое, если он прибудет по воде. Пару лет назад я помог ему снять короткометражный фильм, в котором он сыграл рыбака Льюиса. Он быстро вошел в роль и мгновенно выглядел как положено, в комплекте с шерстяной шляпкой и пластмассовой рыбкой.
Мы с Грэмом продолжаем стоять на причале в ожидании продолжения работы. Наш потрясающий фотограф говорит, что сейчас отличное время для съемки. Пара больших скал, расположенных рядом с берегом, - идеальное место. Мы спускаемся вниз, я запрыгиваю на камень и начинаю позировать. Грэм твердо держится берега. «Давай!»- кричу я. Гари набирает скорость, он будет с нами через несколько минут. «Нет, не буду», - говорит сухопутная крыса.- "Слишком опасно". Грэм скрещивает руки на груди. Мы с фотографом подбадриваем его: «Это всего лишь камень!» Нехотя, Грэм осторожно ступает на камень. Затем, как краб, он поднимается на четвереньках, как будто это склон утеса. А камень был не выше скамьи.
GRAHAM
Старый Рыжеволосый Колпачок тем временем позирует, как модель Барбур для журнала «Сountry lifestyle» (да, он тоже это делал), выпячивая челюсть, как Кира Найтли, расправляя грудь, поворачиваясь и поправляя позу, когда щелкает камера. Это совершенно тошнотворно. И тогда он действительно идет и делает это - он ставит одну ногу на более высокий камень и, положив локоть на колено, смотрит вдаль, чтобы создать свою фирменную позу "Полный Нэш" (9). Мы с Лакруа часто заключали пари на то, когда Сэм пойдет "Полным Нэшем" (сокращенно от полного названия Национального театра) на "Чужестранке", чтобы привнести в ситуацию задумчивость, размышление или предчувствие беды - один замечательный пример во Втором сезоне. Эпизод десятый, тайм-код: 11:44 в Престонпансе! (10)
У всех нас есть свои "фирменные взгляды". У Сэма напрягаются глаза, когда он фокусируется на отдаленном объекте, задрав ногу. У Кейт - легкая улыбка, затуманенный взгляд, игра бровей и едва заметное покачивание головой. У меня - это, вероятно, поворот головы на три четверти, за которым следует выражение, которое не будет выглядеть неуместным во время обследования простаты.
SAM
К счастью для Маккраба, все еще цепляющегося за скалу высотой в фут задом к звездам, Гари появляется в поле зрения в гребной лодке.
Гари: «Ребята! Что у вас там с напитками?»
Мы достаем наши фляжки: "Виски"
Гари: «Садитесь, пара негодяев»
Мишель помогает Грэму слезть со скалы, прежде чем он осторожно поднимается на борт лодки, выглядя взволнованным. Я прыгаю на борт, как лабрадор, бешено раскачиваясь. Грэм цепляется за борта, как конченный пенсионер, так что я обязательно еще немного покачаюсь, прежде чем мы отправимся. «Просто пытаюсь ее уравновесить», - говорю я, хлопая Серого Козла по спине.
Гари протягивает мне весло, чтобы я помог ему грести. Грэм определенно напуган этим. Я буду исполнять обязанности гребца. Мне нужно занять место, а это значит снова раскачать лодку, чего я на этот раз стараюсь не делать. «Пожалуйста, перестань раскачивать лодку, ты, рыжая...» Он не заканчивает фразу. Я предлагаю ему грести самому, но Грэм не хочет. Мы вместе с Гари будем грести, а он будет самозваным рулевым.
GRAHAM
Взмах, еще взмах!
Gary & Sam
Кто гребет?
GRAHAM
Я собираюсь грести один!
Мы все взрываемся от смеха. Хорошо, что хоть кто-то из «банды» снова собрался вместе. Сегодня нам кажется, что мы находимся на галере викингов, гребцы тянут в унисон, лезвия весел рассекают воду, деспотичный король викингов (пристегнутый ремнем безопасности) приказывает нам грести сильнее. «Взмах, еще взмах!» - ревет он, с легкостью перевоплощаясь в роль рулевого.
GRAHAM
Лох-Несс-это место, о котором все слышали. Даже люди, которые не знают, где находится Шотландия, или думают, что это просто часть Англии, слышали о Лох-Нессе. Конечно, это чудовище. Это существо, которое, по слухам, скрывается в глубинах этого огромного озера, которое тянется вдоль Glen Mor (Большой Глен). Я определенно хочу верить, что плезиозавр жив и здоров, живя на дне этого водоема, самого большого по объему пресной воды в Британии. Учитывая, что он глубиной 240 метров, если монстр и собирается где-то жить, то это только здесь.
Вся наша доблестная команда собралась для съемки, ощетинившись дронами, объективами и звуковым оборудованием. Мишель выкрикивает инструкции, подготовив кадр, по средствам которого "Хаггер Мор" Гари волшебным образом появляется в гребной лодке и приглашает нас на борт, чтобы пересечь озеро. Съемочная группа будет находиться на отдельной лодке, которая последует за нами. (Магия съемок)
Установка оборудования занимает много времени, поэтому Сэм предлагает сделать несколько статичных фотографий. По какой-то причине нам приходится карабкаться по скалам со стороны озера, которые покрыты льдом, что делает их во многом коварными. Вскарабкавшись, как пьяный козел по скалам, я покорно стою во время съемки, когда Сэм, без сомнения, делает заячьи ушки у меня за спиной. Наконец появляется Гари. Первый дубль Гари решает сделать с резиновой рыбкой во рту. (Ради Всего Святого, где же теперь эти два маньяка?) Наконец он бросает рыбу, чтобы говорить связно, и мы поднимаемся на борт. Сам и Гари берутся за весла, и я решаю исполнить роль того парня в "Спартаке", который выбивает ритм для галерных рабов.
Там, на воде, Гари рассказывает нам кое-что интересное об истории Шотландии, и я полагаюсь на Сэма, чтобы он запомнил, потому что я сосредоточился на том, чтобы не выпасть из лодки. В такие моменты мне вспоминается цитата Сэмюэла Джонсона: «Лодки - это тюрьмы, в которых можно утонуть.» Как будто Джонсон лично знал Сэма Хьюэна.
Хотя я расскажу вам об Уркварте, замке, который определенно имеет огромное право представляться как "романтический" замок. Другие романтические замки, должно быть, изнывают от зависти к его неоспоримой красоте и местоположению. Расположенный на небольшом полуострове, он неизменно входит в десятку самых популярных достопримечательностей Шотландии. Тот факт, что посетители могут увидеть, как воды озера вспениваются, а Несси оживает перед ними, только добавляет ему популярности. Его роль как стратегического замка восходит к XIII веку, когда он был захвачен сначала Эдуардом I, а затем и Робертом Брюсом; кульминацией, среди прочих событий стала осада якобитами в 1689 году гарнизона сторонников протестантских монархов Вильгельма и Марии. Когда якобиты наконец ушли, они взорвали замок, что в значительной степени объясняет, почему он превратился в романтические руины.
Мы благословлены потрясающей погодой: достаточное количество облаков вносит свой вклад в действительно захватывающий закат. Это по-настоящему особый момент, когда мы дрейфуем по воде, глядя на это величественное озеро. В такие моменты мне нравится останавливаться, чтобы оценить, насколько я счастлив быть здесь с Сэмом, проникнутым таким же чувством близости к Шотландии. И в этот момент «Рыжий Меркин» (8) пытается опрокинуть меня, раскачивая лодку. Я был полностью погружен в свои мысли и размышления, на самом деле рассматривая его дружбу с сентиментальной привязанностью, пока девятилетний сумасшедший не вернулся к своим розыгрышам. Я хватаюсь обеими руками за планшир и говорю строгое: " Не-е-ет, Сэм!", упрекая его, как родитель.
SAM
Несмотря на смех и неровную технику гребли, мы добираемся до центра озера. Это великолепно; солнце сверкает, вода глубокая и небесно - голубая. Замок Уркварт стоит вызывающе, его руины вырисовываются на фоне солнца. Мы молчим, захваченные красотой земли и "dualchas"(5) - чувством принадлежности. Мы все это ощущаем, и мы с Грэмом оба осознаем, что родились со связью с этой землей. Это чувство и понимание ритма природы, как говорил Камерон Макниш на "Клава Кэрнс". Друиды и язычники чувствовали это, и они, и клансмены, которые следовали за ними, знали гораздо больше, почитая времена года, птиц, деревья и их плоды, понимая могучие горы, реки и озера вокруг них.
Гари прекрасно разбирается в шотландской истории и культуре, поэтому очень приятно узнать его мнение о том, что произошло с Хайлендом и его народом. "Когда вы находитесь на воде, это хорошее место, чтобы оглядеться вокруг", - мудро говорит он. «Это пейзаж, который рассказывает историю своего народа. Ключевым для гэлов было отношение к земле; дело было не в том, кто владел землей, а в том, что земля принадлежала им. Они жили на земле, так что вся идея собственности была чем-то совершенно иным. Гэлы были бы сбиты с толку этим современным отказом от 'dualchas»
Он говорит нам, что есть великолепная книга под названием "Почва и душа" Аластера Макинтоша, полная любви, мудрости и прекрасно написанных историй об изменении использования и владения угодьями. Я уверен, что Камерон прочитает ее, поскольку он сыграл важную роль в протесте против Закона о земельной реформе и отстаивании права на свободу передвижения. Я с нетерпением жду, когда смогу ее прочитать.
Нам повезло, что у нас есть этот момент покоя и осознания чувства принадлежности, но он длится недолго. Когда мы пытаемся вернуться назад, Грэм снова голоден, а я отчаянно нуждаюсь в туалете (и еще виски), Гари получает в глаз объективом камеры, когда съемочная группа готовится снимать закат. Что служит лишь доказательством правоты старой поговорки: "Все это забавы и игры, пока кто-то не потеряет глаз". К счастью, с глазом у Гари все было в порядке, но он чертовски болел. Я уверен.
В тот вечер в отеле "Лохардил" заразительный смех Гари поднимает настроение всем. «Ох, дружище! Иди сюдаааа!!'. Немассивного телосложения, но высокий в жизни, Я окутан «Могучими Объятиями» Mакхагера с небольшим шансом увернуться. После доброй «десятиминутки» со мной он направляется, чтобы дать Грэму - который, переодевшись из килта, теперь "одет к обеду" - еще одно массивное объятие. Я все еще в грязных ботинках, потому что у меня была короткая встреча с Мишель, чтобы спланировать следующий день. Мидии , «Каллен скинк» (7); ростбиф и баранья лопатка - команда копается в сытной шотландской еде. А Я довольствуюсь блюдом из тыквы с ореховым маслом и обильной порцией Обана (6). Ох, уж это «веганство»!. Мы заказываем вино к столу и обсуждаем события дня. Гари оживляет все вокруг своим гулким голосом, прилагая все усилия, чтобы заграбастать кого-то еще, по крайней мере, дважды за раз.
Я хочу обнять Грэма, но он все еще недоволен тем, что я "раскачал лодку" раньше. Он не смотрит на меня так, как на Гари. Он излучает любовь к этому маленькому человеку, но, когда он смотрит на меня, это больше похоже на умоляющие глаза и лицо, искаженное страхом. Мне нужно быть с ним помягче. Я знаю, что хочу этого тоже.
Осмелев после третьего драма, я вынимаю листок из книги Макхаггера, подхожу к Грэму и крепко обнимаю его. Он обнимает меня в ответ. Гари, тронутый нашей братской любовью и разгоряченный виски, широко раскрывает объятия и обнимает нас обоих. Объятие ощущается теплым и жизнеутверждающим, как братская "dualchas"(братская принадлежность)
Примечания к главе 11
1. «Top Gear» – передача об автомобилях на ВВС
2. Макхаггер «Обнимальщик»
3. Келли (ceilidh – традиционная шотландская и ирландская музыка
4. «эстуарным» - диалект английского, на котором говорят в юго-восточной Англии и в районах на берегах Темзы и ее устья
5. "dualchas"- братская принадлежность
6. Обана - сорт виски
7. «Каллен скинк» - суп из копченой пикши
8. «Рыжий Меркин» - парик из волос женского лобка – примечание пер.
9. "Полный Нэш" - одно из значений «Nash» - «нахал» - примеч. Пер.
10. Тайм-код: 11:44 в Престонпансе! - очевидно, момент наполнения банки по заданию Клэр – примечание пер.
11. «Дас. Капитал» - (на немецком языке – примечание пер.) Карла Марса