О попадании в яблочко, которое заключается в выборе Кристен Стюарт на роль мисс-Вселенная в качестве рассеивателя красоты Шарлиз Терон, уже сказано не раз. Фильм очень трудно воспринимать именно из-за этого странного выбора. Любая актриса выглядела бы более достойно в этой роли. Включая Мерилл Стрип и Нонну Мордюкову.
Спойлер.
У короля и королевы родилась красивая дочка. Спустя десять лет ее мама умерла, а папа так сильно скорбил, что женился на первой попавшейся красавице. В первую брачную ночь новоявленная королева Равенна прочитала мужу сбивающий эрекцию монолог о том, какие все мужики сволочи, и заколола на подступе к царскому телу. Государственный переворот, королевство охватила тьма.
Белоснежку заточили в башне. Меня, кстати, всегда смущает это обстоятельство, пусть даже и в сказочных сюжетах. Скажем, Золушку оставили мыть полы. Из Рапунцель качали энергию молодости. В этих случаях выживаемость героев обусловлена практической необходимостью их угнетателей. Но как можно было перетопить в крови половину населения страны и оставить в живых претендента на трон? Весьма, весьма недальновидный поступок. Что, собственно, и подтверждает дальнейшая история.
Завязка противостояния красавиц заключается в следующем: королева Равенна молода и по-Теронски ослепительна до тех пор, пока "кровь девы более прекрасной" не развеет эту магию. Пока "дева" подрастает в своем каменном мешке и хорошеет, несмотря на плохие жизненные условия, королева начинает страдать от приступов спонтанного старения, с которыми борется, вытягивая молодость из молоденьких девушек.
За этими печальными делами наблюдает полиморфное зеркало, которое умеет перетекать из состояния круглого листа бронзы в состояние человеческой фигуры. Зеркало напоминает Равенне, что виновник ее возрастных изменений находится в северной башне и хорошо бы скушать ее сердце, чтобы оставаться вечно молодой. Королева спохватывается: "Да, да! Надо было убить ее в детстве". Да уж конечно, надо было. Но, как говорится, это же сказка..
За принцессой отсылается брат королевы, от которого она отбивается гвоздем и смывается, в самом буквально смысле, в городскую канализацию. Всплыв, так сказать, и выплыв, Белоснежка находит валяющуюся на берегу океана белую лошадь и убегает на ней в Темный лес. На границе леса лошадь проваливается в болото и жалостливо тонет. Белоснежка переживает, но бежит дальше, ведь за ней гонятся.
В Темном лесу красиво и атмосферно, там растут наркотические губки, нанюхавшись которых можно поймать очень интересные визуальные эффекты. Белоснежка отлеживается и набирается сил.
Равенна отправляет за ней специально натасканного на грибы и белоснежек Охотника, которому обещает, в качестве платы, воскресить его почившую супругу. В этом вопросе, надо сказать, ее сказочные возможности ограничиваются, и, поэтому королевское слово стоит чуть меньше, чем ничего. Равенну сдает ее собственный брат, который рассказывает об обмане сестры исключительно от нечего делать. Кто его за язык тянул - непонятно. Неуместное раскрытие рта - фишка этой сказки.
Охотник, которому не нравится, когда ему обещают воскресить жену, а потом не воскрешают, тоже отказывается от условий контракта и убивает группу своих сопровождающих. Он отрезает Белоснежке подол платья и обещает "кое-чему научить", и сердце на секунду замирает в предвкушении. Но, ко всеобщему разочарованию, учение заключается в инструктаже по закалыванию противника ударом ножа в сердце. С последующим обязательным смотрением в глаза жертвы до тех пор, пока она не издохнет. Белоснежка благодарит доброго Охотника и нанимает в проводники до одного знакомого герцога, щедро наобещав заплатить в три раза больше золота, чем Охотник просит за свои услуги.
Вообще мне надоело прописывать имена наших героев, поскольку они очень длинные. Сократим. Пусть будут "Бе" и "Ох". Что, кстати, достаточно символично, особенно применительно к красавице.
Следующий эпизод посвящен деревне, где живут одни женщины. Их мужья ушли на фронт и не вернулись, а сами они расцарапывают себе и своим дочерям лица, чтобы злая королева не соблазнилась их красотой. Бе и Ох проводят у них ночь, но стражи королевы сжигают деревеньку. Бе опять переживает, но бежит дальше. Путь добра часто вымощен углями чужого благополучия.
Бе и Оха ловят гномы и хотят "порубить на мелкие кусочки и скормить волкам". Но эта идея отвергается, как всегда, за излишней здравостью. Бе рассказывает, что она принцесса, и старый слепой гном пророчит ей великое будущее. Гномы решают сопровождать ее в странствиях.
Бе, Ох и гномы проводят ночь в сказочном лесу, том самом, из трейлера, а наутро Бе идет встречаться с квинтэссенцией добра, представленного в виде волшебного белого оленя. Бе гладит добро по морде, и оно какбе кивает, что трактуется гномами как величайшее благоприятное пророчество. Тут их снова догоняют стражи и стреляют Оленю в левый бок. Бе по привычке переживает, но - сами понимаете. Дорога не ждет.
Среди стражников находится специально к ним внедрившийся Уильям, сын того самого герцога и друг белоснежкиного детства. В молодости он дразнил ее яблоками, которые ей в руки не давал, а надкусывал и кидал на землю. Поначалу кажется, что это будущий белоснежкин принц, хотя на фоне охотника он выглядит малахольным неудачником. Не исключено, что эта часть оговаривалась Кристен Стюарт в контракте. Что это за роль, в которой у меня будет только один мужик? Ересь! В топку!! Дайте двух!!
Разросшаяся компания долго бродит по полям, лесам и огородам, да так долго, что злая королева не выдерживает и решает, что Белоснежку проще убить самой, чем дождаться поимки с последующим употреблением ее полезных калорий. Она затевает коварный план.
Равенна прилетает к Бе, и, превратившись в Уильяма, заманивает ее на свидание, где угощает яблоком. Как мы помним, настоящий Уильям был сызмальства скуп на яблоки и ни за что бы ее не угостил, но Бе воспринимает это как символический жест признания и набрасывается на яблоко, как Эдвард Каллен на опоссума. Чувствует потраву, падает на землю, собирается умереть. Прибегают Ох и настоящий Уильям, королева распадается на стаю ворон и улетает. Уильям целует умирающую Белоснежку, но, этого ей, конечно, мало, и она испускает дух.
Ее труп привозят в городок Герцога, где одевают в белое платье и кладут на прощальное ложе. К трупу пробирается Ох и начинает строго отчитывать Бе за то, что она умерла, не наладив политическую ситуацию. А она даже и не дышит в ответ, вот такой у них, вы же понимаете, происходит драматический момент. Ох сообщает, что он даже не устал, а прямо-таки надорвался терять женщин, которые ему нравятся. Сначала жена, а теперь вот первая красотка королевства. Не везет так не везет, даже жалко парня. Все свое чувство обиды Ох вкладывает в прощальный поцелуй, и он оказывается мощнее пестицидов, заключенных в яблоке и, уж конечно, мощнее невразумительного поцелуя Уильяма. Ох уходит из покоев, а Бе плачет и оживает.
Она собирает вокруг себя небольшое войско Герцога, которому читает прочувствованную речь с обещанием стать огнем тех углей скорби, что тлеют в душе каждого из нас. Сама по себе речь очень яркая, но растрепанные волосы, растопыренные уши и приоткрытый рот выглядят неубедительно. Однако, много ли надо сказочному народцу? Войско устремляется за ней, как за Орлеанской девой, и счет Равенны начинает идти на минуты.
Чтобы попасть в замок требуется открыть ворота изнутри. Бе вспоминает маршрут своего побега, но, согласитесь, нашему новому боевому маршалу как-то недосуг нырять в нечистоты, поэтому на помощь приходят гномы. Вышутив несколько остроумных шуток про говно, они проникают в замок и открывают путь войску света.
Бе прибегает в покои королевы и начинает потешно бросаться на нее с мечом. Равенна уворачивается, сдабривая сцену патетикой: "Тебе! МЕНЯ! НЕ ПОБЕДИТЬ!!"
На глазах подоспевшего Оха и Уильяма, Бе вспоминает уроки, полученные на болотах Темного леса, и потыкает королеву ножом в области сердца. А потом, строго по инструкции, долго смотрит в ее глаза и говорит: "Не тебе владеть моим сердцем".
Финальная сцена инаугурации начинается с надевания на Бе короны, а заканчивается крупным планом ее лица, по которому гуляет на редкость плотоядная ухмылка.
Добро победило Зло со счетом 1:0 и вышло из группы.
Ура, товарищи! Мы в четверть-финале.
В завершение хочу отметить раздражающий перевод фильма, с чрезмерным налеганием на стиль древней басни. Всякие там "ужель?", "младая дева" и им подобная манера речи портили и без того плохие диалоги.
Две звезды. Лучше, чем Запретная Зона, но, по-моему, не намного.