«Предположение о причинении вреда» - то, с чем приходится бороться адвокатам в эпоху #Metoo
В цифровую эру устраиваемые на сайтах сплетен, новостных СМИ и в соц. сетях гневные кампании способствуют широкому распространению необоснованных обвинений, вынуждая адвокатов искать новые пути защиты своих подопечных.
В начале января анонимный аккаунт стал публиковать скриншоты текстовых сообщений и личной переписки в Инстаграм, которые, вероятно, происходили между Арми Хаммером и аккаунтом HouseOfEffie. В них в красках и непристойностях актер из «Социальной сети» описывал фантазии о каннибализме и изнасиловании.
Вскоре после этого другой не менее загадочный Инстаграм-аккаунт – deuxmoi, число подписчиков которого на тот момент приближался к 900 тысячам, среди них немало авторитетных журналистов, начал перепост скриншотов HouseOfEffie. Учитывая нынешнюю медийную экосистему, в которой раздуваемый в соц. сетях пожар быстро подхватывается новостными каналами, неудивительно, что и в данном случае много времени не понадобилось, чтобы авторитетные издания начали перепечатывать истории о Хаммере, даже несмотря на то, что на тот момент еще не было понятно, кто стоит за HouseOfEffie и были ли эти сообщения подлинными.
В эпоху #Metoo работа адвокатов, представляющих обвиняемых, подобных Хаммеру, представляет особую сложность благодаря голливудским сплетникам вроде deuxmoi или сайта CrazyDaysAndNights, который также освещает сферу личной жизни звезд, хотя и с уклоном в стиле все-тут-педофилы. Сложно что-то противопоставить анонимному заявлению, под которым мелким шрифтом значится «данные утверждения не были подтверждены» (deuxmoi) и «сайт публикует слухи и домыслы... в дополнение к точной информации» (CrazyDaysAndNights). И, как только новостной поток подхватит это, будет слишком поздно что-либо содержательно опровергать.
«Есть всего лишь предположение о причинении вреда, основанное на обвинении, зачастую анонимном», рассказал Эндрю Бреттлер, представляющий Арми Хаммера, а также Александра Пэйна, Криса Д’Элиа и Брайана Сингера.
В случае с Хаммером, раннее вмешательство в дело deuxmoi нанесло большой ущерб. Аккаунт, за которым стоит неизвестная женщина, не имеющая профессионального отношения к индустрии развлечений, начал перепост скриншотов текстовых сообщений, которые Хаммер якобы отправлял и другим женщинам, при этом не верифицировав их подлинность. По словам Бреттлера, многие из этих сообщений полностью сфабрикованы.
По словам Джули Шапиро, директора Entertainment and Media Law Institute в LMU Loyola Law School, распространение слухов про известных людей – занятие старое как мир. Тем не менее скорость, с которой они распространяются в нашу цифровую эру посредством социальных сетей – новая проблема, вынуждающая юристов играть в детскую игру, в которой бьешь молоточком одного крота, как из соседней норки тут же появляется другой (т.н. whack-a-mole).
«Слухи и искаженная информация, используемая против знаменитостей через таких проводников как deuxmoi, может быть правдой, а может ей и не быть. Распространителю такой информации все равно», сообщила Шапиро. «Они просто разносят весть, зная, чем она скандальнее, тем больше шанс ей стать вирусной. Опасное ли это дело? Анонимность в интернете не позволяет в полной мере контролировать такие вещи, тем более привлечь к ответственности за них».
Несмотря на то, что официальных обвинений против Хаммера никто не выдвигал, за короткое время он лишился роли в «Shotgun Wedding» от кинокомпании Lionsgate и «The Offer» от Paramout+, вскоре после чего с ним прекратило сотрудничество его агентство (WME). Немногим позже, в марте, на пресс-конференции вместе со своим адвокатом, Глорией Оллред, выступила женщина по имени Эффи, обвинив Хаммера в изнасиловании, произошедшем в 2017 году. Тут же последовала новая волна безумия в СМИ с пересказом опубликованных ранее скриншотов в Инстаграме.
Это сподвигло Бреттлера обратиться к новостным сайтам, освещавшим заявление Эффи, с просьбой включить в свои статьи сообщения, снимающие вину с обвиняемого ввиду наличия в них контекста, который способен прояснить истинную природу отношений между участниками, но желающих пойти на это адвокат найти так и не сумел. Он удовлетворился лишь новостным изданием Daily Mail, которое чрезмерно широко освещало случай Хаммера, но в целом не рассматривалось, как достойное доверия.
«В основном, новостным агентствам не хочется, чтобы их воспринимали как обвинителей мнимых жертв или защитниками обвиняемых», добавил Бреттлер. «Тут главное сохранять баланс. Если пресса собирается сообщать об обвинениях, основываясь на слухах и домыслах в соц. сетях, тогда необходимо, чтобы они также освещали позицию второй стороны конфликта».
Другие работники этой сферы также отмечают, что ведущие СМИ становятся все менее расположены к представлению обеих сторон в историях #MeToo, даже когда существуют неопровержимые доказательства того, что обвинения наиболее вероятно являются ложными.
«У меня на руках были документы, которые могли помочь моему клиенту, но были не выгодны для стороны обвинения», рассказывает Шон Холли, бывший общественный защитник, представлявший длинный список из фамилий голливудских звезд, «документ существенный, неопровержимо подлинный, способный наделать шуму, но даже при всем этом, никто к нему и не прикоснулся».
Алонзо Викерс, адвокат, часто представляющий новостные издания, отстаивая Первую поправку в делах о клевете, говорит, что журналисты, которые делают собственные репортажи, учитывают эти доказательства. «Мне кажется, наши клиенты наизнанку выворачиваются, чтобы включить любые оправдательные электронные письма, текстовые сообщения и тому подобное, что по мнению обвиняемых поможет понять контекст», считает адвокат.
Если этого не сделать, можно нанести вред клеветой ввиду бездействия, дополняет адвокат из индустрии развлечений Джилл Бэсингер.
«Мне кажется, в настоящее время существует некая концепция, согласно которой нам не следует рассматривать истории заявителей критически, то есть так, как мы рассматривали бы любую другую ситуацию, с точки зрения логики», поясняет она. «Получается, проблема возникает в тот момент, когда ты говоришь: «Эй, вот здесь доказательства. Вы просто не знаете всей истории», а тебе отвечают: «Ты не веришь женщинам», но это ведь совсем не так».
Что касается Джилл Бэсингер, она с одинаковой вероятностью может взяться за дело как обвинителя, так и обвиняемого. В настоящее время Джилл представляет Линдси Бойлан, первую женщину, которая заявила о сексуальных домогательствах со стороны губернатора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо. Адвокат утверждает, что сливы и недосмотр могут происходить с обеих сторон; например, сотрудники Куомо слили личное дело Бойлан репортерам сразу после ее обвинений.
Еще более неясным является тот факт, что большинство историй #MeToo, которые публикуются в ведущих СМИ, не содержат информации из первоисточника и всего лишь объединяют работы других изданий или даже чьих-либо постов в соц. сетях. Такие собранные отовсюду истории, как правило, пишут менее опытные сотрудники, и практически не подвергаются юридической проверке. Это в свою очередь приводит к тому, что голос обвинений усиливается в то время, как ответ обвиняемого почти всегда оказывается запоздалым либо неслышен вовсе.
«Между журналистикой и работой новостных агрегаторов существует огромная разница», считает Викерс. «И я не думаю, что читатели всегда могут прочувствовать эту разницу, как следовало бы».
Недавние журналистские расследования изданий The New York Times и The Wall Street Journal, касающиеся Билла Гейтса, наглядно демонстрируют сложившуюся парадигму. Новостные агрегаторы подчеркнули в своих статьях непристойное поведение Гейтса на рабочем месте, в том числе сделали акцент на интрижке с девушкой из персонала, а также его отношениях с осужденным педофилом Джеффри Эпштейном, не удосужившись разместить длинный ответ на выдвинутые обвинения от публициста Гейтса, которые были опубликованы The New York Times и The Wall Street Journal.
В конечном итоге, подобные агрегированные истории и посты в социальных сетях по любому поводу превращают маленький снежок в лавину, за которой уже не видно той снежинки, с которой все началось. Часто ущерб наносится даже несмотря на то, что за сенсационными обвинениями не следует наказание в результате гражданского или уголовного процесса.
«Люди живут в мире, в котором все понятно – дыма без огня не бывает», отмечает Бэсингер. «В чем люди не отдают себе отчет, так это в том, что дым иногда накапливается сам по себе. Ты видишь анонимный пост на одном из таких сайтов. Кто-то другой подхватывает его. И вот уже появились обвинения. А дальше уважаемая газета может сказать: «Но ведь об этом и так говорили чуть ли не из каждого пылесоса».