В центре внимания:
Катриона Балф как Клэр Бичем – Рендалл – Фрейзер
Выбор актера на роль, которая уже существует в воображении поклонников на протяжение 20 лет, – специфическая задача.
Иногда, благодаря удачному стечению обстоятельств, исполнитель находится быстро. В случае с Outlander роль протагониста (персонаж, воплощающий авторскую позицию – прим. переводчика), Клэр Рендалл-Фрейзер (в девичестве - Бичем), - это характер вполне открытой и без предрассудков женщины, умелой медицинской сестры, прекрасной , умной и верной, не говоря уже об ее упорстве и упрямстве. Поэтому продюсерам Outlander были необходимы актрисы, которые не только могли воплотить в роли эти качества, но и смогли бы соответствовать в реальности тем неожиданностям, которые могли возникнуть практически в каждой сцене, а также выдерживать стрессы, связанные с погодой и особенностями локации съемок, создавая образ «половинки» одной из самых романтических пар в литературе, созданной «на века». После месяцев и месяцев поисков такой Клэр продюсеры нашли ирландскую актрису Катриону Балф.
Балф пригласили на прослушивание под запись (где актер записывает чтение на пленку и отправляет продюсерам на комментарий), там было немного материала для запоминания. «Я получила 2 сцены, где нужно было сыграть маленький эмоциональный срыв; это был очень короткий сценарий, в котором она была представлена вздорной и вспыльчивой», - замечает актриса. Когда чтение прошло хорошо , ей предложили сделать экранные пробы. Балф говорит, что она действительно «нырнула» в характер: «Я хотела этого сразу и взяла и прочитала книгу за 4 дня на праздники Labor Day в 2013 г. Я оставила всех друзей для того, чтобы просто читать.» Балф говорит о своей связи с Клэр, основываясь отчасти на опыте своего прошлого образа жизни модели, в котором она привыкла ощущать себя. У Клэр была такая же необычайная юность: путешествия по всему миру с дядей-археологом. «Клэр всегда ощущала себя очень цельной натурой и не считалась с традиционными представлениями о своем месте и назначении. – Балф добавляет, - В этом смысле она обладает универсальными качествами, и это помогает ей преодолеть ужасную и опасную ситуацию попадания в другое время, потому что она всегда понимает людей и всегда держится на равных со всеми, кто ей встречается. В 1700-х годах это вызывает немало проблем, но это, определенно, является ее сильной стороной. Клэр всегда реагирует на вещи почти как женщина нашего времени. Я думаю, что она была очень продвинутой женщиной для 40-х годов».
Балф всегда, обсуждая профессию Клэр, касается своих личных обстоятельств: «Моя бабушка была медицинской сестрой во время Второй мировой войны, так что связь с Клэр для меня глубоко значима». Актриса поясняет: «Я много читала о сестрах, которые служили в это время. Что меня поразило в них, так это то, что они, побывав в ужасных ситуациях войны, до сих пор воспринимают это время, как лучшее в своей жизни. Есть много прекрасных историй о любви сестер и спасенных ими солдат. Эти истории возникали на танцах и заканчивались мимолетной связью – это непосредственность жизни в тот момент. Я думаю, Клэр знала об этом. Представления и знания Клэр о войне были для меня отличной стартовой площадкой, потому что это дало мне почувствовать все ее силы и способности, позволившие ей столько вытерпеть.»
Глубокое понимание образа Клэр при воплощении ее характера актрисой было необходимо, т. к. это была первая такая роль в фильме о хайлендерах на телевидении и в кино. Балф признается, что это было одновременно и увлекательным, и волнующим.
«Первый день съемок я помню очень ясно, - вспоминает Балф .- Это было просто интересно. Это были самые первые сцены, открывающие сериал, и я помню, что в этих сценах было так много действия. Мы снимали в развалинах старинной усадьбы, у нас был установлен весь реквизит, и это выглядело так удивительно. Декорации были просто невероятными и ощущались вполне естественно. Я помню сцену празднования, где Клэр выходит и пьет шампанское. Это было снято очень эмоционально. Я думаю еще и потому, что это был момент облегчения, т.к. я еще только проходила проверку. Люди, которым судьба дала шанс проявить себя, как правило, могут рассчитывать только на свои способности и возможности. У меня не было опыта работы на телевидении. Так что, я думаю, все вздохнули с большим облегчением после дня, который прошел нормально (без сложностей, как они хотели): о, она подойдет! Мало кто из них знал, что в этой сцене я просто опиралась на опыт моего «пьяного» прошлого, - улыбается Балф»
Брошенная прямо в гущу напряженного съемочного процесса Outlander 1-го сезона, Балф признает, что у нее не было времени для наблюдений или предположений относительно всех требований к сериям и их содержанию. «Это своего рода зеркальное путешествие Клэр, - поясняет Балф, - прошло так быстро, что речь скорее шла не о нем, а о том, как себя вести в этот момент.»
Ира (продюсер Ира Бэр) и я всегда смеялись над этим, обсуждая роль в комнате подготовки. Как это выглядит, если вы на протяжение 6 эпизодов делаете одно и то же каждый день». «Сейчас я говорю ему: я не поручусь, но мы сделали не менее 10 дублей, прежде, чем у нас все получилось,» - улыбается она.
«Это был изнурительный график и довольно жесткий, но «вкусный» и интересный, захватывающий для меня. Мне нравились эти дни, когда мы бегали или бродили по лесу или скакали на коне и всякое такое… Причем так долго, что сухой я бывала нечасто» Она улыбается: «Это на самом деле очень подходит мне – носиться в грязи и на свободе». Балф добавляет, что вся эта бурная деятельность первых дней съемок в дальнейшем дала ей «пищу» для изображения героини, которая приспосабливалась к своему новому, хайлендерскому, образу жизни.
«Есть сцены, где Клэр напряжена, но это напряжение, за что я действительно люблю ее, приходится на моменты, когда есть опасность «выдать» себя или попасть в беду; но она в итоге находит в себе силы, чтобы построить любовные отношения и наслаждаться жизнью, которая есть»
Умение Клэр находить радость в ситуации вне ее времени выражается в ее связи с Джейми Фрейзером, возникающей из дружбы, переходящей в страсть и только потом становящейся любовью. Балф говорит, что аналогично формировалась и связь с партнером, Сэмом Хьюганом. И этот процесс был большой частью того опыта работы, который она с удовольствием получила на шоу. «Мы, действительно, очень большие друзья,- говорит она об их реальных отношениях вне экрана. – С первого дня моего прослушивания, когда мы встретились, он является одним из самых по-настоящему близких мне людей. Он искренний, и на него всегда можно положиться».
Актриса говорит, что их связь является очень важной, потому что как актерам им необходимо взаимное уважение и дружба, чтобы искренне и эмоционально правдоподобно играть то, что требует такая роль, как у них.
«В любовных сценах это, я думаю, особенно помогает. Я реально не могу слишком много думать об этом заранее, - говорит Балф. – Иногда после всего я и Сэм говорим: «Что только что произошло?» ; «Что же мы делали?». И тогда восклицаем: О, Бог мой!!! (она стонет с притворным смущением). Это помогает, так как мой характер импульсивен (не имеет «запретов»), и я играю, исходя из этого, так что не успеваю даже подумать о собственной неуверенности. Вы просто сосредотачиваетесь на сцене – и это помогает. Я думаю, возможно, играть кого-то, кто был менее откровенным, более просто для вашего сознания, но здесь вы не можете устоять, не пойдя за персонажем».
Производство 1 Сезона заняло почти год. Балф вспоминает то время как «защищенное» от любых внешних влияний, когда актерский состав и съемочная группа работали в едином ритме. Когда Outlander дебютировал в 2014, и критика быстро превратила его в интернациональный хит, это очень повлияло на атмосферу съемок, когда они вернулись к работе в 2015 году.
«Я была достаточно осведомлена о давлении (недовольство зрителей изменениями в сценарии шоу по сравнению с книгами – прим. переводчика), но в конце концов должна была сказать себе: нет, я не должна думать об этом слишком много, я просто должна получить работу». Однако изменение места действия в сериях, смена уже знакомого Хайленда на Парижский двор его величества, вызвало некоторое замешательство в съемках в первые дни. Побывав раньше в Париже один раз (в своем веке), Клэр чувствовала себя сейчас совсем по-другому.
Балф поясняет: «С нами появились новые персонажи. Для меня и Сэма это было новое испытание. В Париже все было по-другому. Другие костюмы, много съемок в помещении. Все было похоже скорее на шахматную игру, которая представлена в нескольких первых эпизодах. Еще одна прелесть шоу: оно постоянно обновляется не только за счет персонажей, но и обстоятельств. Наверняка в начале съемок мы с Сэмом подумали: а что же мы все-таки делаем? Необходимы были корректировки, потому что Сэм и я очень комфортно чувствовали себя в дикой природе, но не здесь. В 1 Сезоне мы чувствовали себя легче: мы оба были включены в действие, которое продолжалось и продолжалось. Во 2 Сезоне, я думаю, Клэр была больше наблюдателем, чем деятелем в этой истории.»
Клэр носит ребенка Джейми и стремится изменить историю, чтобы избежать уничтожения Хайленда. Это новые «вызовы» для нее во 2 Сезоне, отмечает Балф. «Во 2 Сезоне мы увидели, что с Клэр случилось гораздо больше, чем раньше. События просто захватывают ее. В этот год, может быть из-за Веры (умершей дочери) или из-за всего, что случилось в конце 1 Сезона, она стала более выносливой. Я думаю, что время может исцелить и все исправить, оно выносит на поверхность все, ранее спрятанное в душе. Особенно мне понравилось в ее характере в этом сезоне то, что никакая эпоха не влияет на ее внутреннюю свободу.»
В конце 2 Сезона у Балф была возможность показать новые грани характера Клэр, когда она появилась через 20 лет после расставания с Джейми уже зрелая, имеющая взрослую дочь. Балф пришлось по вкусу исследование ее характера, как психологическое, так и возрастное, раскрывающее эволюцию Клэр в женщину 60-х годов. «Это было так захватывающе – попытаться перенестись в будущее, - говорит актриса. – Что может сделать 20-летний опыт, чтобы изменить человека? Останешься ли ты прежним? Что изменится в тебе, в твоей самооценке, в твоей речи? Я «играла» немного с ее голосом. Мне казалось, что он станет немного ниже, гуще. Конечно, мы изменили ее волосы. Мне хотелось, чтобы ее внешность претерпела какие-то изменения. Сейчас она врач, и она должна выглядеть уверенной в себе, излучать авторитетность. Она серьезная женщина, но ей пришлось жить с чувством потери и разочарования на протяжение 20 лет. Это оставило на ней свой след.»
Во 2 Сезоне в эпизоде «Стрекоза в янтаре» материнская линия в образе Клэр раскрывается через ее взаимодействие с уже повзрослевшей дочерью, Брианной. Балф говорит, что очень немного работала с актрисой Софи Скелтон, но это открыло ей новые возможности и черты, которые должны быть воплощены в Клэр. «Это было так сложно, потому что я не хотела ярко демонстрировать сложность их взаимоотношений. Да, между ними дистанция, потому что 20 лет Клэр жила с «кем-то» и должна была соответствовать своему положению, быть довольной и улыбаться; дистанция, рожденная недоразумением или разочарованием. В ней так много любви к дочери, но эта любовь вбирает в себя весь багаж прошлого и чувство вины.»
К концу сезона Клэр опять на распутье: она должна принять решение, которое повлияет не только на ее собственную жизнь, но и на жизнь ее дочери и жизнь Джейми Фрейзера. Для Балф это обстоятельство не является неожиданным, потому что, по ее мнению, Клэр всегда готова к изменениям. «Она все та же женщина, - говорит Балф, - но так много изменилось, однако изменилась и она.»