High Life рассказывает об отце и дочери, которые пытаются выжить в изоляции в космосе, раскрывая темные истины.
Автономия, отчаяние и человечность — темы, хорошо раскрытые в этом герметичном научно-фантастическом фильме.
«Высшая жизнь» бросает вызов традиционным стереотипам космических фильмов своим напряженным и неоднозначным финалом.
В заключительные моменты интроспективной научно-фантастической драмы Клэр Дени « Высшая жизнь » Монте , преступник Роберта Паттинсона , ставший астронавтом, ставшим отцом, и его дочь-подросток Уиллоу ( Джесси Росс ) сталкиваются с космическим кораблем, идентичным тому, что они внутри. Единственная разница - это номер на корпусе корабля, который указывает на то, что он покинул Землю после миссии Монте. Дрейфуя в течение многих лет — даже десятилетий — Монте решает сесть на корабль в надежде найти кого-нибудь, кто отведет их домой или получит любую другую помощь. Со своего корабля юная Уиллоу наблюдает через экран, как ее отец поднимается на палубу и обнаруживает не человеческую команду, а стаю полудиких собак, некоторые из которых, кажется, давно умерли. Это шокирующая, душераздирающая сцена, которая перекликается с предысторией Монте . Это также как перчатка вписывается в эту тревожную историю, которая задает непростые вопросы о том, что делает нас людьми и какая часть нашей человечности на самом деле остается перед лицом прогресса и крайних невзгод.
«Высшее общество» , выпущенное в 2018 году, — первый англоязычный фильм Дениса. Написанный Дени и ее давним соавтором Жаном-Полем Фаржо , фильм рассказывает о дуэте отца и дочери, пытающемся выжить на заброшенном космическом корабле, обозначенном только номером 7. Или он рассказывает историю группы заключенных, превращенных в космонавтов. через странную программу переключения предложений. Оба синопсиса одинаково правдивы, и тот, который вы выберете, зависит исключительно от того, какой частью сюжета вы готовы поделиться. Несмотря на довольно простой сюжет, включая сцену, в которой профессор ( Виктор Банерджи ) объясняет, что происходит суррогату аудитории, «Высшее общество» временами также может быть герметичным фильмом. Некоторых зрителей особенно озадачил финал, от сцены с собаками до самой последней сцены, где Монте и Уиллоу разговаривают друг с другом после полета в черную дыру.
О чем «Светская жизнь»?
High Life начинается с того, что Монте бегает по космическому кораблю, самостоятельно выполняя различные задачи по техническому обслуживанию, пытаясь позаботиться об Уиллоу (которую в детстве играет Скарлетт Линдси ). Из его закадрового голоса, а также из фрагментов его односторонних разговоров с ребенком мы начинаем понимать шаткость их положения. Несмотря на то, что они все еще получают телевизионные изображения с Земли, они потеряли всякую связь со своей родной планетой . Некоторые визуальные подсказки также помогают нам нарисовать более широкую картину: тела, хранившиеся в криогенном состоянии, указывают на то, что Монте и Уиллоу были частью более крупной команды; Выброс тел в космическое пространство говорит нам о том, что системы корабля выходят из строя и не могут долго поддерживать жизнь . Решение Монте одеть их в скафандры, прежде чем выбросить, показывает, что он заботится о них и вопреки всякой надежде надеется, что они еще смогут выжить. Эти сцены переплетаются с кадрами двух детей и собаки, играющих в земном лесу. Кажется, это воспоминания о прошлой жизни Монте, но трудно сказать наверняка.
До тех пор, пока, конечно, вышеупомянутый профессор не раскроет нам суть миссии Монте, и фильм не перенесется в прошлое, во времена, когда еще не родилась Уиллоу. Одним из детей, игравших в воспоминаниях, действительно был Монте, который убил своего друга камнем, посчитав ее виновной в смерти его собаки. Он был заключен в тюрьму с детства и вместе с другими осужденными преступниками согласился участвовать в экспедиции по сбору энергии из близлежащей черной дыры. Это самоубийственная миссия, но они этого не знают. Точно так же они не осознают, что сбор энергии не является главной задачей исследования, даже если это может быть полезным результатом. Настоящая цель, как устно рассказывается в фильме, состоит в том, чтобы оценить, насколько высокие уровни радиации влияют на человеческое тело. Однако тот факт, что корабль с самого начала должен был потерять связь с наземным контролем, позволяет предположить, что цель миссии — просто избавить Землю от нежелательных объектов.
Возможность делать выбор, контролировать свое тело и то, что с ним делают, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Всякий раз, когда наша автономия подвергается сомнению, будь то тюремное заключение или ограничение репродуктивных прав, это как если бы наш собственный статус как людей подвергался сомнению. Таким образом, и монашеское воздержание Монте, и навязчивое спринцевание Бойса — это способы продемонстрировать свободу действий и контроль над собой. Точно так же два самоубийства являются отчаянными попытками проявить автономию в ситуации, в которой вы не имеете права голоса ни в одном другом аспекте своей жизни. Это одна из причин, почему открытие корабля-собаки так повлияло на Монте. Поднявшись на борт, он понимает, что у них был такой же большой выбор при принятии этой миссии, как и у тех собак: как и животные, они не знали, что делают, и были предоставлены сами себе. Более того, цифра 9 на корпусе корабля-собаки указывает на то, что он покинул Землю вслед за командой Монте; то есть после того, как профессор Виктора Банерджи произнес речь о бесчеловечности отправки заключенных умирать в космос. Подобно Монте, когда он убил своего друга детства, исследователи, ответственные за миссию, поставили жизни животных выше человеческих жизней , а именно жизни заключенных людей.
Однако это не единственные проблемы, вызванные обнаружением корабля-собаки. Пока популяция корабля номер 7 сокращалась, стая одичавших собак продолжала размножаться. Среди них есть щенки, возможно, питающиеся трупами погибших. В отличие от людей, собаки не имеют понятия о каннибализме или инцесте. Они не понимают понятия табу, которое Монте пытается передать своей маленькой дочери в первые несколько минут фильма на примере поедания фекалий и питья мочи.
Монте знает, что для того, чтобы жизнь на космическом корабле продолжалась — чтобы человеческая жизнь изобиловала, как растительность в постоянно растущем саду, — ему придется нарушить одно из самых важных табу человечества. И, в отличие от его решения присоединиться к миссии по изучению черной дыры, этот выбор ему придется сделать сознательно. Прежде чем исчезнуть во тьме, Дибс сообщает Монте о происхождении Уиллоу, гарантируя, что он никогда не сможет заявить о незнании. Вот почему, делая запись в своем дневнике после избавления от криогенно замороженных тел, Монте заявляет, что он хорошо осознает последствия. Именно поэтому кадр с первой менструацией Уиллоу так важен и почему Монте так надеется, когда они найдут корабль номер 9. Он ищет не только помощь и припасы, но и сообщество, в котором он и Уиллоу смогут гарантировать продолжение человеческой жизни без совершения инцеста. Он ищет способ остаться человеком , придерживаясь ритуалов и законов, которыми руководствуется человеческое общество. Вместо этого он находит лишь подтверждение того, что, по крайней мере в этом уголке космоса, он такой же, как животное.
В самой последней сцене «Высшего общества» Монте и Уиллоу, одетые в скафандры, отправляют еще одну капсулу корабля в черную дыру. Затем изображение становится черным, и мы видим краткий обмен словами между Монте и Уиллоу, в котором он спрашивает ее, готова ли она, и она соглашается. В титрах звучит песня Tindersticks с вокалом самого Роберта Паттинсона и очень многообещающими текстами: «Уиллоу, мы мчимся вперед, мы стоим на месте? (...) Уиллоу, ты чувствуешь солнце на своей спине? рука любовника. Дыхание. Бездна». Это сомнительный финал, который, как и сопровождающую его песню, можно интерпретировать как в прямом, так и в переносном смысле. С одной стороны, Монте и Уиллоу пошли по тому же пути, что и Бойс, убивая себя, чтобы сохранить то, что делает их людьми — в их случае, табу на инцест вместо автономии. Однако полет в черную дыру можно истолковать как принятие своей судьбы, того факта, что для продолжения жизни им придется сдаться. Это прыжок в немыслимое, и неизвестно что лежит на другой стороне.
«Светская жизнь» разительно отличается от других космических фильмов своего времени
Начиная с «Шоколада» 1988 года и заканчивая «Милыми трудами » 1999 года , ее более известными франкоязычными фильмами, Дени не совсем из тех режиссеров, которых хвалят за то, что они действительно доставляют удовольствие публике. Ее чрезвычайно чувственные, зачастую лаконичные и медленные фильмы многим зрителям кажутся скучными и бессмысленными. Это, однако, очень далеко от истины: работа Дени одновременно напряженная и напряженная, а ее фильмы полны смысла, хотя этот смысл, возможно, не так-то легко понять. Это делает ее одним из самых признанных критиками режиссеров своего поколения. И этот разрыв между широкой аудиторией и критиками легко увидеть на таких сайтах, как Rotten Tomatoes , где High Life может похвастаться 82% критической оценки против 42% у обычных зрителей. Это понятно. В конце концов, «Высшее общество» сильно отличается от других, более оптимистичных космических фильмов 2010-х годов, от «Интерстеллара» до «Марсианина» и, да, даже «Гравитации» — факт, который не остался незамеченным критиками .
На самом деле, как отметил Мэтт Золлер Зейтц из RogertEbert.com , фильм имеет гораздо больше общего с научно-фантастическими проектами 1970-х годов, от американского фильма « 2001: Космическая одиссея» до советского классического «Соляриса». . Дениса меньше волнуют чудеса человечества, оставляющие свой след на звездах, а больше ужасы, с которыми мы можем столкнуться. Эти ужасы не относятся к типу Лавкрафта и не относятся к типу обнимающих лица. Напротив, это ужасы, причиненные нам воздействием космоса на нашу психику. Ибо если мы находимся за пределами границ, навязанных нам Землей и возникшими на ней культурами, кто знает, что мы можем там создать? Кто знает, что мы можем найти или даже что находится по другую сторону черной дыры?
Кажется, в фильме Дениса также есть элемент класса. High Life рассказывает не об отважных авантюристах, путешествующих по вселенной, а об осужденных, вынужденных противостоять реальности, которую никто из них не выбрал. Этично ли подвергать этих людей или даже других существ таким ужасным вещам ради дальнейшей колонизации космоса? «Гигантский скачок для человечества» — эту фразу мы все помним, когда думаем о новых достижениях в области космических технологий и космических путешествий, но кто те, кто останется на этом пути? Кто является жертвами так называемого прогресса человечества? Кажется , это то, что High Life хочет, чтобы мы рассмотрели, поскольку он изображает страдания людей, с которыми обращаются как с животными.
«Светская жизнь» помогла Роберту Паттинсону пересмотреть свою карьеру
Монте (Роберт Паттинсон) играет со своей маленькой дочерью Уиллоу (Скарлетт Линдси) в «Высшем обществе»Изображение через A24
Но, возможно, фильм вообще не об этом. А может речь идет об этом и еще о многих других мелочах. В интервью GQ Денис заявила, что на самом деле не знает, о чем ее фильм, как и многие зрители, которые наткнулись на него и решили, что это не для них. «Кроме того, я не понимаю «Космополис» . Но я имею в виду, что меня не интересует понимание, честно. Это не шутка, мне не нужно понимать, мне нужно чувствовать себя хорошо по поводу чего-то, это все, что мне нужно. " « Высшее общество» — это не совсем приятный фильм, но это определенно проект, после завершения которого нужно чувствовать себя хорошо. Это чудесное произведение искусства, которое заставляет нас интерпретировать его, обсуждать его возможные значения, чтобы мы могли найти смысл внутри себя. У него много общего с «Космополисом » Дэвида Кроненберга . Ну, это и тот факт, что оба фильма помогли Роберту Паттинсону пересмотреть свою карьеру.
Конечно, «Космополис» сделал это первым. Выпущенный между двумя заключительными частями саги «Сумерки» , благодаря которым Паттинсон впервые стал звездой, этот фильм послужил декларацией о намерениях юной иконы в отношении киноиндустрии. Сыграв главную роль в амбициозном головоломке Кроненберга, Паттинсон дал понять своим юным поклонникам и зрителям в целом, что он не был чудом-одиночкой и что у него нет намерения обналичить свой « Сумеречный чек» и запереться дома. . Вместо этого он хотел, чтобы его воспринимали всерьез, и не боялся соглашаться на роли в сложных фильмах , которые не обязательно были блокбастерами. В «Высшей жизни» и следующем за ним фильме Роберта Эггерса « Маяк », напряженный и клаустрофобный , Паттинсон продолжил отходить от своих «сумеречных» лет, создавая для себя пространство как в артхаусном кино, так и в больших проектах, таких как « Бэтмен» .
High Life в настоящее время доступен для трансляции на Max в США.