ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ШОТЛАНДИЯ РОЖДЕНА ДЛЯ СРАЖЕНИЙ
«Плач о прежних воинах Хайленда»
Роберт Чамберс (Январь 1835 года)
О, где же прежние прекрасные мужчины?
О, куда подевались храбрецы?
О, где же герои севера?
Каждый под своим серым камнем.
О, где теперь широкий сияющий клеймор?
О, где же клетчатые штаны и плед?
О, где же теперь веселое сердце горца?
В тишине вечно лежит.
О горе, о горе,
О горе, все ушли,
О горе, герои былых времен,
Каждый под своим серым камнем.
СЭМ
Наступила зима 180 года н.э, и генерал Максим Децимус Меридий намеревался вернуться домой. Древний Рим процветал. Где-то в Западной Европе он сидел на своем верном коне (конь по кличке Расти, которого Рассел Кроу пытался выкрасть и вывезти в США; мы ездили на Расти в первом сезоне «Чужестранки») и размышляет о том, каким станет последнее сражение против германских племен. У Кроу, одетого как римский генерал Максим, резкий военный выговор и соответствующая стрижка. Он натренирован, закален в боях и решителен, поскольку служит стране по ту сторону леса. Внезапно появляется огромная фигура на коне, могучий германский воин с длинной бородой и огромным боевым топором; он держит в руках отрубленную голову римского солдата. Он бросает вызов могущественной армии римлян и издает гортанный клич. Звук эхом отражается от деревьев и заставляет волосы зрителей встать дыбом. Толпа сильных воинов, жаждущих крови, отвечает на его неразборчивый зов, и целая орда немецких варваров появляется вдоль линии деревьев, готовая к сражению и кровопролитию. Дела обстоят не очень хорошо для Рассела…
В фильме «Гладиатор» режиссера Ридли Скотта могучего германского воина играет Чарли «Чик» Аллен – боевой реконструктор и председатель фонда Clanranald Trust for Scotland. Фонд занимается реконструкцией сражений и имеет в своем распоряжении функционирующую средневековую деревню, которую можно увидеть в многочисленных телепрограммах, фильмах и рекламных роликах. Устрашающий на экране как на экране, так и в реальной жизни, Чарли высок, широкоплеч и кажется будто высечен из скалы. Естественно он, вызывает глубокое уважение у других реконструкторов, которые также сильны и выносливы, но опасаются состязаться с Чарли один на один, из-за его внушающей ужас репутации. На шоу «Чужестранка» он научил меня носить большой килт и драться с помощью меча, дирка (длинного кинжала) и тарга (щита шотландцев с шипом). Он дал мне мой первый дирк, которым я пользовался в первом сезоне, и я научился вращать его на ладони. Теперь он занимает почетное место в моей гостиной в Глазго.
ГРЭМ
Чарли прибывает на озеро Лох-Ахтриохтан, расположенное в самом сердце долины Гленко на мощном мотоцикле в стиле «Сынов анархии», рык которого должно быть слышен и в самом Инвернессе. На голове у него бандана с черепом и черный шлем, похожий на шлем штурмовика. Возможно на другом человеке это бы выглядело слишком или даже нелепо, но Чарли похоже содрал этот шлем с головы настоящего немецкого фашиста, после того как нанес ему сокрушительный удар.
Когда мы говорим о Чарли Аллене, весь смысл заключается в том, что он не похож на «Чарли Аллена» – он действительно больше похож на какого-нибудь Руарида Мак-Мердерера или Ангуса Ог Мак-Блуджена. Когда он поднимается по покрытому вереском холму, в окружении грозного горного массива Бидеан нам Биан на южной стороне Глен Ко, а хребты Стоб Койр Сгримхач, Cтоб Койр нан-Лочан и Аонах Дабх, сурово взирают на вас, – мы с Сэмом мгновенно чувствуем себя слабаками. – Охренеть какой зверюга! – произносит Сэм, который заметно уступает в размерах в его присутствии. Я подозреваю, что Дуэйн «Скала» Джонсон зарыдал бы, увидев его.
Борода Чарли легендарных размеров, длина которой достигает уровня его сосков. Заманчиво было бы думать, что без густой, пышной и угрожающего вида бороды Чарли выглядел бы более добродушно, но я почти уверен, что под этой бородой скрывается...другая борода.
Я ношу бороду, у Сэма тоже на лице нечто похожее на растительность, но это настоящая борода, а не то волосатое недоразумение, что сейчас носят. А потом он заговорил. Если у Ричарда, нашего специалиста по виски, была приятная речь с шотландскими модуляциями, успокаивающая и сладкозвучная, как ликер на основе виски, то у Чарли это похоже на звук тяжелых ботинок по гравию и совершенно другой тембр голоса. Нет никаких успокаивающих интонаций в голосе, больше похоже на звук тупого предмета, наподобие топора. Я знаю Чарли уже двадцать пять лет, и он до сих пор встречает меня с тем же настороженным подозрением, как будто ему придется драться со мной всем чем попадется под руку. Конечно, это первоначальное впечатление противоречит мягкому внутреннему содержанию, остроумию в духе Оскара Уайльда, привычке запевать песни и любви к мюзиклам Роджерса и Хаммерштейна. Шучу. Я не помню его рукопожатия. Наверное, у меня отшибло память, потому что это было настолько больно.
СЭМ
Он появляется на вершине небольшого холма с кинжалом и таргом в руках. Ага! Современный горец, – произношу я глубоким и мужественным голосом. Грэм тоже издает подобный звук. – Ага! – говорит он, как Долговязый Джон Сильвер. «Собственной персоной». Держу пари, Чарли чувствует запах латте в дыхании леди. (Он выпил одну порцию по пути сюда – ну, естественно, без него никак.) Я же прополоскал горло виски из своей фляжки и теперь у меня дыхание настоящего воина.
– Рад видеть тебя. Рад видеть тебя. – Начинаю я тараторить, пытаясь при этом перестать выглядеть жалким актеришкой. – Вот мы и здесь. «Мой внутренний голос произносит это с таким же шотландским акцентом и свирепо, как Чарли. – Соберись, тряпка! – рявкает он.»
Ауууууу!
Ну да, рукопожатие у него довольно сокрушительно, моя решимость теперь раздавлена силой его огромных рук. Я незаметно встряхиваю рукой от боли, когда мы погружаемся в обсуждение оружия горцев. Чарли рассказывает нам своим глубоким шотландским акцентом: «Между кланами было много войн, так что они не испытывали недостатка в боевой практике! На протяжении веков мы сами для себя были нашим злейшим врагом. Было много вражды между семьями и между кланами, и когда один клан в игре, мы все в игре».
Мы узнаем, что отец не учил сына сражаться; это право предоставлялось дяде. В сериале «Чужестранка» Джейми Фрейзер обучался у своего дяди Дугала Маккензи, которого играл Грэм. В четырнадцать лет он перешел в приемную семью своего дяди. Дугал научил его драться обеими руками; они оба были левшами, но умели использовать и обе руки. На шоу мы решили, что Джейми будет использовать обе руки при письме и в сражении, так как пользоваться исключительно левой рукой в моем случае было бы трудно и неубедительно. Однако я стараюсь делать это и той, и другой, когда это возможно. [Грэм: Без комментариев.]
Чарли поднимает свой тарг и рассказывает нам, что круглый щит (или горская мишень) являлся одним из основных видов оружия шотландского воина. Сделанные из дерева и обтянутые воловьей кожей, с железной или кожаной ручкой и ремешком на руке, они иногда украшались замысловатыми кельтскими узорами из латуни или серебра. В центре был шип, который, к счастью, Чарли сегодня не прикрутил.
Чарли продолжает: «Многие люди ошибочно считают, что щит используется только для защиты, но это полноценное оружие. Шип на тарге был очень длинным, и им можно было резать и протыкать врага. Обычно в руке, предназначенной для тарга держали кинжал (или биотаг, длинный нож), лезвием вниз, чтобы еще больше резать и пронзать. Чарли демонстрирует: «Итак, вы нападаете сверху с кинжалом, бьете противника таргом и пронзаете шипом. Это было похоже на большую молотильную машину. Это был блок, режущий удар, рубящий удар; блок, режущий удар, удар таргом.
Защищаясь, горец блокировал удар меча или штыка противника своим таргом, а затем делал удар снизу-вверх по туловищу врага своим мечом, который держал в другой руке. Излюбленным мечом горца был шотландский палаш с плетеной рукоятью (или еще один кинжал у более бедных горцев). Эти палаши были действительно варварским оружием. Чарли протягивает нам свой, чтобы мы его могли осмотреть.
Это были трехфутовые (1 фут – 30 см. –прим.перев) бритвенные лезвия. Очень острые, с лезвиями с обеих сторон – они могли разрезать что угодно. Тот, который я держу, немного тяжелее, в целях реконструкции, и у него затупленный конец, чтобы не поранить человека, но настоящие мечи были намного легче и удобнее в обращении для нанесения режущих ударов.
ГРЭМ
Чарли действительно родился не в то время. Когда он описывает, как воины Хайленда сражались с помощью дирка, тарга и палаша, вы увидите, как на его лице появляется задумчивое выражение лица, как будто удивляясь, почему ему не разрешают заниматься этим в его местном Маркс и Спенсер.) Я рассказываю ему, что читал отчеты о полученных ранениях в битвах якобитов при Килликранки (1689) и Престонпансе (1745). Они были ужасными из-за использования данного оружия: расколотые надвое черепа, со срезанными верхушками, людей разрезали надвое одним ударом до самых кишок. Это было невероятно жестоко.
– Да, – невозмутимо кивает он. И еще у них была корзина на рукоятке меча, которая не только защищает руку, но и является хорошим оружием – подобно стальной боксерской перчатке, ее можно было использовать в ближнем бою для режущих ударов в верхнюю или колющих ударов в нижнюю часть тела.
Он объяснил, что в бою горцы не просто бегут с мечами. «Они будут стоять и «выпускать» стрелы в сторону противника. Некоторые выходили с клейморами [двуручными мечами] или боевыми топорами перед строем. Весь смысл этой обороны и того, как сражались горцы, состоял в том, чтобы защитить человека рядом с вами, и именно это британцы [красные мундиры] вычислили при Каллодене, поэтому, когда рука горца была поднята, они нападали снизу, чтобы ударить его ножом».
Воины бежали вперед группами по двенадцать человек, образуя часть большого клина, с гэльскими боевыми кличами «быстрее, быстрее», с устрашающими криками и леденящими кровь воплями, чтобы вызвать страх и шок у врага. Знаменитая «атака горцев» была рассчитана исключительно на скорость. Оказавшись в пределах досягаемости мушкетов англичан, горцы, вооруженные мушкетами, открывали огонь по врагу, и дым от орудий скрывал линию прицела противника. Горцы ныряли на землю при ответном огне, и, пока красные мундиры перезаряжали оружие или вставляли штыки, атака горцев продолжалась с дикими криками, пока они не прорывались через ряды англичан.
– Они были невероятно крепкими мужчинами, - говорит Чарли. В битве при Килликранки (1689), когда англичане дали первый залп по горцам, они даже не успели вставить штыки, как горцы уже наступали на них. Они настолько быстро бегали. Представьте себе панику в рядах английских солдат, когда они увидели диких воинов в клетчатых одеяниях, бегущих и ревущих, орущих на них, со всем этим оружием...
Атака, однако, оказалась роковой на болотистых пустошах Каллодена (1746). Старый стиль ведения боя не мог соперничать ни с современным оружием, ни с тактикой англичан, и примерно 1500-2000 горцев и 300-400 британских солдат были убиты в битве, которая длилась не более часа.
Спустя более ста лет после Каллодена на поле битвы при Геттисберге (штат Пенсильвания) в 1863 году снова было слышно эхо высокогорья, когда конфедераты с дикими криками неслись на юнионистов под командованием Пикетта, выкрикивая свой «мятежный клич». Учитывая преобладание шотландских и ирландских поселенцев в южных штатах (особенно после зачистки 1750-1860 годов, когда землевладельцы и вожди кланов «зачищали» земли своих арендаторов, чтобы освободить место для пастбищ), такая тактика была простым совпадением. И точно так же, как в битве при Каллодене, боевые кличи и скорость не могли сравниться с современным оружием. Конфедераты потерпели поражение в самой кровопролитной битве в истории США, потеряв 10 000 убитыми и 30 000 ранеными с обеих сторон.
СЭМ
Во время короткой «атаки горцев» во втором сезоне «Чужестранки» (за несколько эпизодов до нашей реконструкции «Престонпанса»), Грэм и другие актеры, играющие Руперта и Ангуса, вместе с массовкой, должны были бежать на нас во весь опор. Я отчетливо помню Грэма в подштанниках, выглядывающих из-под килта во время каждого дубля (это не по-шотландски, приятель!). Несколько минут назад его видели отжимающимся, чтобы накачать руки и внушительную грудь. Дункан Лакруа покуривая сигарету, наблюдал, как военный вождь клана выполняет несколько подходов. Когда группа клансменов бросилась на нас, все в разной степени истощения, жаждущие крови, некоторые не в лучшей форме, хрипящие, задыхающиеся и получающие удары по лицу от собственных прыгающих сисек, я не мог не заметить, что они были покрыты грязью: тактика, чтобы заставить их выглядеть еще более дикими и устрашающими. Тем не менее, грязь Грэма, казалось, была идеально распределена так, чтобы эффектно подчеркнуть его мышцы и шесть кубиков пресса. Грязевая маска. Не поймите меня неправильно, этот человек в отличной форме...для своего возраста...но я никогда не видел, чтобы горец использовал грязь подобным образом.
[Грэм: И это говорит Ким Кардашьян контуринга]
После двух дублей Грэм начинает жаловаться, что у него судороги и у него сводит квадрицепсы. Это случалось всякий раз, когда ему приходилось ездить верхом на бедном старом Ламберте, его верном коне. Грэм выкладывается на 100%...за пару дублей. А потом, как только он почувствует, что сделал достаточно или думает, что у режиссера хватает отснятого материала, у него внезапно начинаются судороги или вдруг случается травма, и ему нужно ненадолго присесть. И выпить латте. И определенно перекусить. «Могу я попросить у вас свежий номер «Таймс». – Благодарю вас. – И, еще бы, массаж плеча от прекрасной девушки...» У маэстро Мактавиша я мог бы многому поучиться.
ГРЭМ
Чудесный конь по кличке Ламберт был моим конем в шоу «Чужестранка» и, наверное, самым терпеливым конем во всем лошадином мире. Его близнеца звали Батлер. Назвать лошадь в честь марки сигарет Lambert&Butler – это только в Шотландии могут! Ламберт сглаживал все мои недостатки. Я уверен, что он перед дублем посмотрел бы на меня и подмигивая своим большим лошадиным глазом, сказал бы: «Я справлюсь, приятель».
Был момент в конце четвертой серии первого сезона – я возглавлял длинную процессию горцев, отъезжающих от замка Дун (он же замок Леох). Пока я ехал, положив руку на бедро, я слышал позади себя крики Стивена Уолтерса (Ангуса), которому, возможно, меньше повезло с лошадью, чем мне. Его лошадь металась туда-сюда, а он изо всех сил пытался удержаться на ней и кричал: «А-А-А-А!»
Я решительно смотрел вперед, я не хотел давать Ламберту никаких поводов, единственное, что меня заботило, был ли я в фокусе камеры. Когда мы с Ламбертом проезжали мимо камеры, голос Стивена затих на заднем плане, и я благодарно похлопала Ламберта по шее. Ему снова удалось показать меня чуть более опытным наездником.
В другой раз, когда мы ехали длинным строем, я там пою песню (Первый сезон, пятая серия), но я никогда не утверждал, что я певец. И кто-либо еще. Однажды, по иронии судьбы, я прослушивался в «Хоббите» (мюзикле) в 1990 году, и после того, как я спел свою песню, режиссер сказал: «У тебя отличный голос –все время пытаешься превзойти себя». Позже Брайан Кокс пригласил меня на роль Ричарда III в театр под открытым небом Риджентс-парка. Каждый год в репертуаре театра есть мюзикл. Они любят, если ты участвуешь в двух постановках за сезон. После моего прослушивания Ян Тэлбот, художественный руководитель, сказал: «Я думаю, что мы могли бы взять вас в детский летний спектакль вместо этого. Так я покончил с попытками участвовать в постановке «Ричард III» и сыграть шерифа Ноттингема в «Детях из Шервуда».
Поэтому, когда меня попросили спеть «The Maid Gey to The Mill ba Nicht» в «Чужестранке», я подумал: «Вот мой шанс!» Однако у Гранта О'Рурка, чудесно сыгравшего Руперта, было другое мнение на этот счет. (Не думаю, что я когда-либо встречал Руперта в Шотландии, если только его голову не окунуть в унитаз). Грант, между прочим, немного воображал себя певцом, но он был не в восторге от моих певческих способностей. Он постоянно поправлял меня и давал советы (которые я, конечно, игнорировал). Вместо этого, сидя верхом на моем верном Ламберте, я затянул песню не в той тональности, но со сдерживаемым отчаянием человека, которому неоднократно отказывали в возможности спеть. Если бы я не собирался обнажаться в «Чужестранке» (об этом позже...) Я, черт возьми, хотел петь во все горло. Поэтому, когда вы смотрите этот момент, помните, что поющий голос, который так долго был лишен своего шанса, наконец-то вырвался на свободу, в то время как находящийся на четыре лошади позади Грант О'Рурк недоверчиво качал головой. Единственным утешением было то, что Грант свалился с лошади.
Благодаря Ламберту.
СЭМ
Вы помните лошадь Дункана? При первом прибытии в Леох его сильно пучило. Каждый раз, когда давали команду «Мотор!», он начинал пускать газы! Вы можете почти увидеть, как Катрина закрывает лицо в этой сцене, так как она не могла контролировать свое хихиканье. Хотя это должен был делать Дункан, который ехал на пердящем жеребце!
А славный «Слиппи» - мой черный конь фризской породы в сериале «Чужестранка». Ах, Слиппи, я очень скучаю по тебе. Стройный и элегантный, он присматривал за мной в первом сезоне. К счастью, команда каскадеров быстро меня раскусила, что касалось моих навыков верховой езды. Чтобы получить роли в Александре Великом и Билли Киде, я соврал о том, что вырос на ферме и ездил верхом на лошадях с тех пор, когда еще был ребенком, хотя до этого довелось лишь погладить осла! Но на этот раз я собирался научиться ездить верхом правильно или, по крайней мере, довериться Слиппи и позволить ему делать всю работу. Теперь я чувствую себя уверенно на лошади (особенно на Слиппи). Лошади настолько хорошо натренированы, что обычно мы смотримся в кадре лучше, чем есть на самом деле. Слиппи любит поглядывать по сторонам; он любопытный конь, но звуки оружия его не беспокоит, как и другие громкие звуки, шум от актеров, осветительные установки, грязь, булыжники или дождь. Он любит мяту и почесывание под гривой, особенно по холке (место между лопатками животного). Он это любит. Единственное, что он не любит – это козы. (Грэм Козерог по знаку зодиака, «козел» -не думаю, что поэтому он ему нравился.) Слиппи и я расстались, когда Джейми отплывает в Новый Свет, в третьем сезоне, и у меня появился новый компаньон, Пиноккио. Иногда его красили в другой цвет, чтобы он мог выступать дублером других лошадей, он прекрасен и знает об этом. Мы похожи по характеру: медлительны по утрам и временами полны энтузиазма. Единственный его недостаток – он всегда запинается о собственные ноги или коряги деревьев. Даже если мы проезжаем мимо одного и того же дерева в каждом дубле, он действительно не может без этого. Либо это было на самом деле так, либо так он испытывал меня, что, возможно, ближе к истине.
Но вернемся к дракам, пока Чарли не сбил меня с ног... Поскольку он снимался в Рэмбо со Слаем Сталлоне, я вынужден признать, что Грэм – хороший боец. Мне нравится думать, что я тоже довольно хорош в сценических боях, сыграв много экшн-сцен в «Чужестранке», а также в других проектах, кино-и телешоу. Одному Богу известно, что на самом деле думает Чарли Аллен о нашей пафосной драке, но в ближайшее время я не стану интересоваться его мнением. Так или иначе, мы с Грэмом обладаем уникальным мастерством – мы не мастера хореографии, мы мастера звуковых эффектов. Воины-джедаи вокального боя. Во время сцены драки вокализация может помочь другому актеру, показывая, что вы бьете его, чтобы он мог вовремя отреагировать. Вокализация также помогает придать силы и мощи сцене; она выглядит и ощущается достоверно. Однако мы всегда перегибаем палку...стонущий, ревущий, негодующий, запыхавшийся и кричащий Дугал Маккензи особенно свиреп и грозен, и вы определенно можете его услышать! Но это недолго, волшебство длится всего пару дублей, прежде чем старине Грэму понадобится еще один перерыв. И еще один латте и протеиновый батончик.
Интересно, в постели он такой же? «О-о, Берил, ангел мой, мы занимались этим уже дважды, и это было потрясающе, дорогая, потрясающе, но позволь мне немного отдохнуть в кресле. Мне бы не хотелось получить травму – не стоит так рисковать, не так ли? Однако через два часа, пообедав и выпив кофе, я гарантирую, что Берил будет снова нежно как голубка ворковать в сильных руках Сильвера Макфокса.
ГРЭМ
Я снимался в боевиках и на телевидении, пока Сэм еще ходил на горшок, так что неудивительно, что в результате у меня выработалась некоторая осторожность. Сэм совершенно прав. Два дубля, и я думаю, что теперь мы все искушаем судьбу. Как правило, если у вас не получилось снять сцену за два дубля, значит кто-то не выполняет свою работу должным образом. Я узнал, что режиссеры будут просить вас делать то, о чем они никогда бы и не мечтали, что вы сделаете. (Романтическая сцена мужеложства Сэма с Тобиасом Мензисом в первом сезоне доказывает это). И, к сожалению, я знаю слишком многих актеров (и каскадеров), которые получили серьезные травмы или даже погибли, потому что они слишком боялись сказать «нет». Если я сомневаюсь в безопасности чего-либо, я отказываюсь.
[Сэм: Э-э, безопасность прежде всего, Берил, мы можем поскользнуться в душе...]
Как это ни странно, Сэм – надежный партнер. Я всегда чувствую, что он знает, что делает (в отличие от этой поездки, где у него безответственный подход к вождению и выпивке, но, к счастью, никогда не совмещал это вместе). Красная пелена не окутывает его при слов: «Мотор!" Но была одна драка в сериале «Чужестранка», где должностную инструкцию можно смело выбрасывать. Сэм в этой сцене не участвовал. Это была сцена в баре со Стивеном Уолтерсом (Ангус), Дунканом Лакруа (Мурта), Грантом О'Рурком (Руперт) и несколькими каскадерами. Кто-то из местных наблюдал за нами, и в общем, тут-то все и началось. Мы отрепетировали действия, и все, казалось, знали, что делают, но перед самым началом съемок Доминик (наш координатор трюков) произносит коронную фразу: «Просто делайте свое дело! С каскадерами все будет в порядке». Было большой ошибкой сказать это Уолтерсу и Лакруа. После команды «Мотор!» наступил хаос. Дункан схватил парня и ударил его об деревянный столб. Я начал с криком мутузить его туда-сюда. - Ублюдок! Мерзавец! Паразит! (не по сценарию), а Стивен Уолтерс на самом деле цапнул каскадера за нос. После того, как мы сняли сцену, Стивен извинился перед каскадером, который сказал: «Ничего, приятель, это было здорово, давай еще раз!» и это все, что вам нужно знать о каскадерах. [Сэм: Надо заметить, что моему герою Джейми не разрешили участвовать в этой сцене, так как он легко победил бы всех. Факт.]
И Чарли Аллен-из той же породы психов. Он прекрасный парень, но я видел, как он дерется...Предпочитаю держаться от него подальше. Впервые мы работали вместе в 1997 году в фильме «Макбет» режиссера Джереми Файерстоуна. Вначале мы воссоздали битву с норвежским королем и получили в качестве оружия топоры и булавы; бутафорское оружие представляло собой твердый стержень, покрытый тонким слоем резины. Чарли настоял, чтобы мы использовали их в полную силу во время этой сцены.
Моим самым впечатляющим опытом был «Рэмбо-4» с Сильвестром Сталлоне, крестным отцом героев боевиков. Работая с ним, я осознал, как трудно сделать так, чтобы все выглядело также же легко, как у него. Он настоящий профессионал. Наверное, мне всегда нравилось притворяться, что я дерусь; я нахожу в этом странный терапевтический эффект. Однако в реальной жизни я редко участвовал в драках. Возможно, только в трех. Что, учитывая мою роль в качестве всемирного посла мира, может оказаться на три драки больше, чем Десмонд Туту или Сьюзен Бойл вместе взятых. Они, вместе с Малалой и Далай-Ламой, получили синий тартан мира (у меня даже есть свой собственный килт из тартана мира). И да, учитывая роли, которые я играю, в этом есть какая-то жестокая ирония.
Сэм: Всемирный посол мира? Поделишься тем, что ты куришь?
Грэм: В тебе просто играет ревность, но я тебя прощаю.
СЭМ
Раз уж мы тут стали хвастаться громкими именами, позвольте мне рассказать вам о работе с Вин Дизелем, и о том, как я провел неделю или около того в бассейне в Южной Африке, стараясь не заехать ему по морде. В фильме Бладшот на основе серии комиксов Valiant от кинокомпании Сони Вин играет заглавного персонажа, бывшего солдата, убитого в бою, но получившего новую нано-технологию, которая способна заново его регенерировать. Я играю бывшего морского котика по имени Джимми Далтон, который получил тяжелую травму при взрыве самодельного взрывного устройства. Он потерял ноги (и большую часть своей человечности) и злится, что Вин имеет доступ ко всем новым технологиям. Джимми озлоблен на военных, своего босса и больше всего на Бладшота (Вин), который получает новые игрушки для игры. Я на самом деле выполнил большую часть боевых сцен, с помощью моего удивительного каскадера-двойника. Команда каскадеров была из фильма «Форсаж», и мы действительно хотели произвести впечатление на поклонников Вина. Мы неделями тренировались, и я был счастлив выполнить некоторые воздушные трюки (как в «Batman Live», шоу в цирковом стиле, в котором я выступал по всему миру несколько лет назад). Вин иногда пишет мне или присылает видео, обычно это происходит, когда у него есть свободное время или он находится в кругу своей замечательной семьи. Его дети исполнили традиционный семейный танец, который они разучили специально для всей съемочной группы Бладшота, во время съемок в Южной Африке. На самом деле его фамилия Синклер, и у него есть немного шотландских корней. В последний раз я видел его на видео в интернете, в Эдинбурге на Королевской миле, во время съемок «Форсажа 15.5» или какая там уже часть, горланящего во все горло песню «Цветок Шотландии» – причем он знал все слова!
https://www.instagra...m/p/V9KBdNO6Xw/
Едва я успел обсохнуть после плавания в южноафриканском бассейне, как тут же приступил к съемкам фильма «SAS: Red Notice» в Будапеште, основанного на серии книг Энди Макнаба. Энди – один из самых титулованных британских спецназовцев, попавший в плен в Ираке во время войны в Персидском заливе. Он был нашим военным консультантом, и я провел с ним много дней, тренируясь. Две вещи, которые могут дать представление об Энди: 1) он действительно один из самых обаятельных людей, которых вы когда-либо встречали; 2) он настоящий психопат. Действительно. Он написал об этом книгу, провел несколько исследований с Оксфордским университетом по этому вопросу. К счастью для меня, он на «доброй стороне». Мне приходилось проводить с ним много времени наедине, тренируясь с разным военным вооружением, и поначалу это меня несколько нервировало. Я могу рассказать огромное количество историй о нем, но одна история засела у меня в голове: показывая мне, как командовать людьми и держать их под контролем, он заставил меня держать фарфоровый манекен и притворяться беспристрастным. Затем, со всей силы, но с контролируемой агрессией, он ударил манекеном мне по носу, почти сбив меня с ног. У меня невольно навернулись слезы на глаза: «Вот дерьмо, мне лучше не плакать, он долбанный психопат, подумает еще, что я слабак, грохнет меня или сожрет...как-больно-то!» Я имею в виду, я был с ним наедине, а что, если он просто решил свернуть мне шею? Он только что показал мне, как убить человека с помощью мобильного телефона... (старые телефоны-раскладушки - самые лучшие). К счастью, я пережил этот опыт насколько возможно невредимым, и на момент написания книги, фильм должен в скором времени выйти на экран во всей своей психопатической красе.
Кхм.
Чарли Аллен смотрит прямо на меня, когда его люди разворачивают огромное количество пледа (клетчатой или клетчатой саржевой шерстяной ткани). Как я уже сказал, Чарли научил меня носить килт, и теперь двое его помощников из Кланранальда - уже одетые в плед – принесли мне четырехметровый «Фейлид Мор» (что означает «большой плед»), чтобы я влез в него.
Чарли говорит нам, что у пледа не существует определенной длины или ширины. «Думаю, если бы ты был толстяком, то было бы меньше складок на пледе, худым, больше складок, а если богатым, то больше материала». Шотландские воины носили свой плед в виде килта с дополнительным материалом, заправленным по бокам и сзади или приколотым над левым плечом к куртке. Это действительно адаптируемый предмет одежды - складывая его различными способами, его также можно использовать для переноски еды, детей, спрятанного оружия, его можно накинуть на голову для защиты или тепла. Окрашенный традиционным способом с использованием местных ягод и растений в качестве красителей, он выглядит как естественный камуфляж от вражеских солдат. И эти килты удивительным образом согревали нас во время зимних съемок, тело и ноги никогда не мерзли, пока я их носил.
Прошло уже достаточно времени с тех пор, как я носил подпоясанный килт; после Каллодена в 1746 году (и третьего сезона, первой серии в «Чужестранке») ношение пледа и тартана, а также все оружие и другие символы культуры горцев были запрещены англичанами до 1782 года. Сложить складки в вереске трудно. Чарли говорит мне: «На самом деле ты можешь его сложить и стоя». Он, вероятно, может сделать это во сне...если он действительно спит.
Я сажусь на плед, сложенный помощниками Чарли. «Мости свою задницу посередине так, чтобы твои лодыжки были обращены ко мне, – говорит он, когда я начинаю возиться со складками своего килта, пытаясь показать ему, что знаю, как нужно одеваться. Я боюсь, что его молчание – это смесь раздражения и разочарования, и я был готов к тому, что он двинет мне по лицу за то, что я такой растяпа или оттого, что не разделся, пока одевал килт.
Подготовка пледа было моим ежедневным ритуалом. Каждый день на съемках «Чужестранки», я раскладывал ткань в своем крошечном трейлере, а затем тщательно собирал ткань в складки. Несмотря на то, что было очень раннее утро, это была своего рода форма медитации и подготовки. Как только примерно треть ткани была сложена, я ложился посередине, так что материал располагался чуть выше колена, и расправлял сначала правую сторону вдоль моего обнаженного тела, затем левую, потом я расправлял их спереди. Пояс, помещенный под плед, размещается так, чтобы закрепить его вокруг талии. Стоя, это выглядит как большое платье, но тогда я складывал обе стороны за пояс так, чтобы придать традиционный вид Джейми Фрейзера.
Вообще говоря, подпоясанные килты носили значительно выше колена и гораздо короче, чем мы носим их сегодня. И, по словам историка шотландской моды, Грэма Мактавиша, «все в Чужестранке носили свои килты длинными, за почетным исключением Стивена Уолтерса (Ангуса), который носил свой килт как Мэри Куант носила мини-юбку». Но для этого у него подходящие ноги. Его новая книга «Мужчины в юбках» выйдет в 2021 году.
[Грэм: Eще одно небольшое дополнение заключается в том, что тартан получил свое развитие во время римского завоевания, с различными узорами, обозначающими определенные районы и ранги.]
В бою многие горцы завязывали плед между ног для большей свободы действий, когда они штурмовали вражеские ряды в «атаке горцев», и который, должно быть, выглядел как большой подгузник. Название «Битва рубашек» (Blar na Leine, Kinloch-Lochy) в 1544 году произошло от того, что сражающиеся стороны сняли полностью свои пледы и завязали рубашки между ног, прежде чем бежать в бой, потому что в тот день стояла необычайная жара! Клан Макдональдов из Кланранальда, которому помогал клан Камеронов, сражались против Фрейзеров и Грантов, и на начало битвы было 800 человек. Под конец битвы в живых осталось всего тринадцать человек.
– Они чуть не учинили геноцид между собственными кланами, – говорит Чарли. Было много кровавых распрей и клятвенных распрей, которые уходили в прошлое поколениями, что делало эту битву исключительно отвратительной, - объясняет он.
– Многие люди удивляются, как они различали друг друга в «Сражении рубашек» без пледов, но шотландцы никогда не смотрели на ткань, а только на значок, который носили на своей шляпе, например, дубовый лист у клана Камерон. Ты не будешь смотреть на килт другого человека, когда пытаешься снять с него голову!
Сэм: Особенно если он его не носит.
Чарли: Именно.
ГРЭМ
А ЧТО У ТЕБЯ ПОД КИЛТОМ?!
Если бы мне давали по фунту каждый раз, когда кто-то спрашивал об этом, я бы уже давно разбогател...ну, или во всяком случае, у меня было бы намного больше денег, чем сейчас. Мне нравится носить килт. Я ношу его с подросткового возраста. На данный момент у меня пять килтов: «Мактавиш», «Кэмпбелл оф Аргайл» (с тех пор, как я думал, что у нас есть родственные связи), «Макдональд» (со стороны матери, современный серый твид) и, конечно, килт для моей роли всемирного посла мира с моим другом Далай-Ламой.
Сэм: У нас был друг семьи, который помог тибетским монахам сбежать из Тибета и перебраться в Шотландию. А теперь можешь продолжать!
Плед вызывает много споров среди шотландцев. Одни обнимаются с тартаном и гордятся тем, что носят килт; другие считают, что это чепуха, придуманная дворянами девятнадцатого века. Что бесспорно верно, так это то, что тартан, или брекан, как его называли по-гэльски, действительно имел истинно шотландский вид. На острове Скай есть скала под названием «Creag an Fheile», «утес килта», датируемая седьмым веком, на которой изображен горец в килте со спорраном. Я не могу не задаться вопросом, было ли это изваяно с натуры – может какой-нибудь начинающий художник, заставил своего друга стоять неподвижно, пока он вырезал его изображение в скале. – Не шевелись, Ангус, тебе понравится, когда я закончу.
И плед упоминается на протяжении всей истории. В 1512 году Джон Мейджор (это не бывший британский премьер-министр, который, как известно, носил рубашку, заправленную в трусы) описал шотландцев-горцев так: «Их тело было облачено в холщовое одеяние, многократно прошитое и окрашенное или обмазанное смолой». Тартан делился на три вида: клановый, тартан светлых тонов и охотничий (тартаны более приглушенных темных тонов). Охотничий тартан был, как говорит Джордж Бьюкенен в 1612 году, «по большей части...коричневым, близким к цвету хаддера [вереска], чтобы, когда они ложатся среди хаддера, яркие цвета пледов не выдавали их».
В 1703 году в книге «Описание западных островов Шотландии» автор Дональд Мунро рассказывал, как «каждый остров отличается друг от друга своим изобретением изготавливать пледы с разными полосами, разной ширины и цвета. Это расположение отличается от того, как делают на островах высокогорья, поскольку те, кто видел человека в пледе, способны сразу же угадать место его жительства».
Другими словами, в зависимости от того, где вы жили, тартан выглядел одинаково или очень схоже. Это была форма идентификации, и мне нравится идея перебраться с острова Льюис на остров Харрис, потом на материк и примерно понять, где ты находишься, основываясь на том, что носили люди. Однако можно с уверенностью сказать, что он не был строго однородным. Я думаю, если обобщить все сказанное, в каждом клане нашлось бы место для индивидуальности. Возможно, кто-то носил его длинным, кто-то коротким, как Стивен Уолтерс, и, возможно, его друзья тоже носили коротким, чтобы показать, что они являются частью его банды. Я мысленно представляю себя, Стивена, Дункана Лакруа и Сэма – все в клетчатых мини, скачущих вокруг, как шотландские парни Харадзюку.
Только после отмены закона о запрете на ношение тартанов в 1782 году и особенно после визита Георга IV в Шотландию, где его тучное тело было облачено в килт, появились строгие клановые тартаны сегодняшнего дня. А теперь у меня есть пять килтов в разных тартанах, и я ношу их все традиционным способом. – Вот именно. Без штанов. А в роли военного вождя клана Маккензи я больше всего на свете мечтал о том, чтобы щеголять в килте, мчаться через вереск, обдуваемый свободным ветром и вообще хорошо повеселиться в Хайленде. Однако у нашего художника по костюмам Терри Дресбах были другие идеи. Очевидно, как человек со статусом, Дугал не стал бы носить килт. Клетчатые штаны (брюки) были вердиктом, и поэтому я провел два с половиной года (за исключением эпизода с оголенной грудью в битве при Престонпансе) в брюках с килтом, обернутым вокруг меня, как накидка, лишенный возможности носить одежду, которую я любил. [Сэм: И он всегда носил свои маленькие шерстяные грелки для рук и теплые кальсоны. ФАКТ.]
По крайней мере, у меня не было проблем с посещением уборной. Казалось бы, чего проще. Но это не так.
Килты обладают странной властью над людьми. Несмотря на сходство с юбкой, они, на мой взгляд, являются самой мужественной вещью, которую может носить мужчина, и реакция некоторых женщин, кажется, подтверждает это.
Сэм: О боже! Сделай так, чтобы это прекратилось.
СЭМ
Меня несколько раз фотографировали «с задранным килтом» (причем я был не один!). Обычно это происходит, когда я нахожусь на панели конвенции фанатов или на Комик Коне и забываю, что зрителям внизу открывается вполне себе невинный, но в тоже время ужасный до неприличия вид. Первый килт, который я купил, был у Хоуи Николсби, удивительного современного килтмейкера из 21st Century Kilts, в Эдинбурге. Он покончил с довольно неудобной традицией викторианских времен создавать килты с высокой талией и сделал их более удобными для ношения. Наряду с разработанным им современным дизайном, дополненным килтами из джинсовой ткани или кожи, он добавил карманы для айфонов или набедренных фляжек (незаменимая вещь). Хотя спорран стал менее модным, мне все же нравится его носить. Проводя некоторые исследования на Чужестранке, мы обнаружили, что спорран носился (до викторианских времен) на боку, больше похожий на мужскую сумочку, чем спереди, смахивая на «мошонку», чтобы скрыть ваши интимные места.
Для сериала «Чужестранка был создан наш собственный цвет тартана, чтобы отразить дикую природу местности, откуда клан был родом. Получилось бы неофициальное единообразие из-за наличия природных красителей, которые поблизости росли. Например, кланы на севере, возможно, не имели доступа к определенным растениям или ягодам, к которым имели доступ те, кто жил на юге. На данный момент у меня есть пять килтов, один «пивной килт», который может быть сродни охотничьему; здорово, что его не страшно заляпать грязью или облить пивом, когда ходишь на матч по регби или на шумную вечеринку. На самом деле я потерял свой последний килт, в тартане Сассенах, где-то между Лас-Вегасом и Мексикой. Я очень надеюсь, что кто-то в высокогорье Мексики перегоняет текилу, одетый в прекрасный серо-черный килт. Самым ценным для меня является килт моего отца, который я получил после его смерти в 2014 году, когда я снимался в первом сезоне «Чужестранки». Но я его еще не надевал. Это килт клана Макдональд, поскольку наша семья происходит от Макдональдов и к которому прилагался простой, но часто используемый коричневый кожаный спорран. Когда-нибудь я окажу честь своему отцу, надев его килт, но для начала нужно немного похудеть, отец был довольно стройным.
ГРЭМ
ПЕРЕХОД СЦЕНЫ: РИМ
Я снимался в сериале «Империя» (телешоу для ABC), когда Стивен Грэм, замечательный актер, уговорил меня пойти в ночной клуб в Риме. И, как обычно, я пошел в килте. Настало время идти в туалет. Я знаю, о чем ты подумал. Грэм, кажется сейчас что-то произойдет. Ну...да. Вслед за мной вошел мужчина, который, очень настойчиво хотел посмотреть, что находится под моим килтом. После долгой борьбы и пары крепких слов от вашего покорного слуги я сбежал оттуда. Стивен Грэм до сих пор смеется над этим. Ублюдок.
На чужеземных мероприятиях ношение килта является почти обязательным требованием. Сэм был первым, кто нарушил его (за что он, без сомнения, до сих пор огребает), но я упорно сопротивлялся, сдавшись только недавно, но не раньше, чем оказался на конвенции фанатов с Дианой Гэблдон (автором, создавшей серию книг Чужестранка») в Айове. Меня попросили рассказать о себе на тридцать минут (ужасно), и пока я стоял за кафедрой, одетый, естественно, в килт, особенно пьяная поклонница неторопливо подошла и улеглась под мой килт.
СЭМ
У нас с Грэмом есть очень важный для нас обоих титул, за который мы боремся много лет. Он получил его первым, но мой, очевидно, был намного лучше. Мы оба были гранд-маршалами парада в честь Дня тартана в Нью-Йорке. Ответственность там небольшая, и можно спокойно идти по центру 6-й Авеню, не боясь получить штраф за прогулку в неположенном месте. Держу пари, что местные офицеры полиции Нью-Йорка побоялись бы выписать вам штраф, поскольку за вами следуют несколько тысяч гордых шотландцев в килтах, размахивающих флагами. Каждый год процессия проходит через центр Нью-Йорка и празднует все, что связано с Шотландией и наше влияние в США. Среди предыдущих представителей были Шон Коннолли, Кей-Ти Танстолл, Брайан Кокс и Кевин МакКидд. Актеры, музыканты, политики и спортсмены возглавляли марширующие оркестры и прочее в любую погоду.
Погода в тот день, когда я был гранд-маршалом, была пасмурной и типично шотландской. Лафройг прислал мне на выбор огромное количество виски, заполонившее весь номер, и я поделился им со своими друзьями, в том числе с Хоуи из 21st Century Kilts, бывшим гранд-маршалом собственной персоной. К нам присоединился фотограф из журнала Variety, запечатлевший это событие и присоединившийся к празднованию, и который ради этого надел теплый кашемировый клетчатый шарф и произнес тост за наш маленький «клан». Мы все «хорошо затарились» виски, пахнущим торфом и сырой шерстью, и вывалились на улицу, подхваченные толпой. «Людей, явившихся на парад, было невероятное количество; несмотря на проливной дождь, зрители выстроились вдоль улиц и приветствовали нас, когда мы проходили мимо. Шотландские танцоры исполняли Хайленд флинг, и я поднял фляжку с виски с крыши туристического автобуса Нью-Йорка. Slainte Mhat!
https://www.instagra.../p/BCGH54XO6aS/https://www.instagra.../p/BEN3MtKO6Wr/https://www.instagra.../p/BEOsw4jO6Un/
ГРЭМ
И существенная разница (не считая того, что эта честь мне выпала раньше) заключается в том, что в день моего парада все было залито солнцем, широкие улицы Авеню Америк были украшены цветущими весенними цветами, фанаты, одетые по легкому для начала весны, наслаждались теплом солнца, в то время как парад Сэма проходил под неослабевающим, моросящим дождем. И, за всю историю парада, наверное, на мой парад пришло больше всего людей народа. [Сэм: Мне сказали то же самое. По-видимому, на мой парад пришло больше всего людей!]
https://www.instagra...m/p/1ke9csu6S4/
Можно было бы назвать это местью Дугала Маккензи...Он убивает меня в «Чужестранке». Зверски. Но к этому мы вернемся чуть позже.
Наши уроки правильного по правильному одеванию большого килта и сражения на мечах закончились, мы оставляем команду Кланлэндс снимать еще какую-то дикую реконструкцию с килтами, чтобы сделать еще несколько последних фотографий с Чарли. Чарли должным образом позирует с нами, но я не могу отделаться от ощущения, что такого рода хренотень ниже его достоинства. В конце концов, после очередного сокрушительного рукопожатия, он возвращается к ожидающему его мотоциклу. Он надевает бандану, затем водружает на голову свой нацистский шлем, заставляет своего железного зверя ожить и с грохотом и ревом мчится вниз по долине Гленко, оставляя поcле себя наше поникшее мужское достоинство.