Французский кинорежиссер говорит Джеффри Макнабу ‘ "невозможно работать с тем, кого я не люблю’, когда она говорит о Харви Вайнштейне, будучи занозой в заднице , и почему она без колебаний объявила Романа Полански лучшим режиссером на французской премии "Сезар"
Клэр Дени находится на кухне своей квартиры на севере Парижа, переживая изоляцию от коронавируса. На следующей неделе 73-летний режиссер проведет онлайн-мастер-класс на швейцарском фестивале документального кино Visions du réel, который в этом году проходит в цифровом формате. На фестивале проходит небольшая ретроспектива ее работ (в том числе два самых известных африканских фильма- "Бо Тревайл" и "белый материал"). Она чистит яблоки, чтобы сделать пюре, когда мой звонок прерывает ее.
“Поскольку я нахожусь в квартире, где свет проникает через окна, я не чувствую себя подавленной. Я вижу много неба”, - размышляет Денис о ее домашнем заточении. У нее нет балкона, но есть двор, где она держит свои растения. “Все в полном порядке. В отличие от моего брата, который имеет маленьких детей и должен делать уроки (домашнее обучение), это не так страшно... я умею убирать, я умею мыться, я умею смотреть на небо и облака. Я умею мечтать. Я умею много читать. Я умею слушать музыку.” Она делает кое-какую работу, но очень скупо.
Мирно звучащая ситуация Дениса под замком очень далека от того, где она оказалась в конце февраля во время Сезара (французский эквивалент Оскара), когда она невольно оказалась в центре бури.
Еще до того, как премия была вручена, выяснилось, что Денис была исключена из списка приглашенных на январское мероприятие Академии Сезара для начинающих талантов Soirée des Révélations. Один из молодых артистов, которых чествовали, Амаду МБОУ, созвездие сверхъестественного романа Мати Диоп "Атлантика", вместе с Диопом попросил ее быть там в качестве его покровителя. Диоп сыграл главную роль в фильме Дениса 2008 года "35 выстрелов Рома".
” Ей [Диопу]
французская организация "Сезар" сказала: "Нет, Клэр для тебя не свободна", - вспоминает Денис. Организаторы объявили, что она не сможет присутствовать на церемонии. На самом деле они просто не пригласили ее.(?????????? я не знала про такое)
Французское общество кинорежиссеров (SRF) яростно отреагировало на воспринимаемое пренебрежение, которое оно назвало “непрозрачным и дискриминационным”.
Выяснилось, что товарищ режиссер Денис Виржини Despentes (наиболее известна за ее откровенные и конфронтационный криминальный триллер Байсэ-мои) тоже было отказано в приглашении.
Академия под руководством ее тогдашнего президента Алена Терциана подверглась жесткой критике и принесла слабые извинения, не объяснив, почему эти два режиссера были исключены. Некоторые наблюдатели высказывали предположение, что колючие индивидуалисты вроде Дениса и Деспентеса не вписываются в то мягко гламурное, санированное настроение, которое академия хотела создать на этом мероприятии. ( )
Месяц спустя, после скандала и после того , как J'accuse Романа Полански (офицер и шпион) был номинирован на 12 премий, весь совет Сезаров подал в отставку. Затем Денис была приглашена на саму премию, где, как один из самых выдающихся кинематографистов Франции, она (вместе со своим коллегой-режиссером Эммануэлем Берко) вручила приз За лучшую режиссуру.
“В "Сезаре", вероятно, чувствовали, что надвигается штормовая погода. Они попросили меня присутствовать на церемонии и спросили, не хочу ли я стать лауреатом. Я сказал: "Да, почему бы и нет".”( Клэр Дени во всей своей красе!)
С неизбежностью автокатастрофы объявленная ею награда была выиграна Полански, чрезвычайно поляризованной и ядовитой фигурой из-за обвинений в изнасиловании против него. Это побудило его уйти. Адель Хенель, звезда "портрета Леди в огне" Селин Скиаммы и сама жертва сексуальных домогательств, была среди тех, кто ушел, явно очень расстроенная тем, что Полански был удостоен чести.
Хенель уже сказал газете "Нью-Йорк Таймс“, что" Полански-это плевок в лицо всем жертвам. Это значит, что насиловать женщин не так уж и плохо.”
Денис на съемках фильма "Светская жизнь" 2018 года
“Это гротеск, это оскорбительно, это подло”, - бушевала Деспентес против награды Полански. "Понятно, что эти главные призы по-прежнему остаются исключительной прерогативой мужчин, потому что основной посыл таков: ничто не должно измениться.”
- Денис не соглашается . “Я не думаю, что кто-то хотел плюнуть в лицо жертвам [изнасилования] или Адель Хенель. И я не думаю, что фильм J'accuse плюет кому-то в лицо”, - сказала она Le Monde. Режиссер говорит мне, что она с самого начала знала, что фильм Полански был главным претендентом на награды. Когда он победил, она “без колебаний произнесла его имя". Члены Академии голосовали за него в большом количестве. Такие гости, как Хенель, предполагает она, могли бы бойкотировать мероприятие в знак протеста против многочисленных номинаций, полученных Полански и его командой. “Если они появятся, то должны будут принять закон о голосовании", - говорит Денис. - Лучший способ не расстраиваться - это отказаться от участия.”
Денис не следила за полемикой после Сезара, когда она была в Лос-Анджелесе на кастинге нового фильма. Однако она заявляет, что ей “не очень интересно много говорить об Адель Хенель и Сезарах. Спросите ее. Может быть, это даже интереснее, чем спрашивать меня.”
Для некоторых замечания Дениса в газете "Монд" после Сезаров о том, что гнев против Полански был “в принципе справедлив”, но высказанный в неподходящее время, казались странно бессердечными и несимпатичными Хенелю.
Однако одно из наследий долгой кинематографической карьеры Дениса заключается в том, что она резка, прямолинейна и откровенна. Она потратила так много времени, пытаясь получить финансирование фильмов и имея дело с актерами и съемочной группой, что она не тратит время на светскую беседу или вежливость ради этого.
Денис и Роберт Паттисон на мероприятии для "High Life" в 2019 году
Режиссер выражает свое разочарование тем, что ее снова и снова спрашивают о опальном американском продюсере Харви Вайнштейне. Когда она посетила Нью-Йоркский кинофестиваль со своим научно-фантастическим фильмом "Светская жизнь" (2018)с Робертом Паттинсоном и Жюльеттой Бинош в главных ролях, вопросы Вайнштейна распространились. “Находиться рядом с аудиторией, задавая вопросы о Харви Вайнштейне, потому что я женщина, было неуместно. Я никогда не работала с Вайнштейном, но знала некоторых актеров, которые это делали. Но для меня ответить на вопрос о таком парне было не самым главным. Он, вероятно, отвратительный мудак, но кроме этого, что я должен сказать?”
Также Денис не хочет говорить о протестах вокруг гендерного равенства и позитивной дискриминации в кинобизнесе. - Все спрашивают меня об этом. Я не знаю, что ответить. Это концептуальный вопрос. Как режиссер, я думаю, что мои фильмы отвечают за меня.”
Денис не присоединился к представителям (включая Sciamma, Agnès Varda и Кейт Бланшетт), которые маршировали по красной дорожке в Каннах в 2018 году, чтобы выразить протест против того, что только крошечная доля женщин-режиссеров имела фильмы в официальном отборе на фестивале. “Я была там, но мне было неинтересно быть в этой группе, чтобы быть очень честным.”
Ее нежелание участвовать в этом деле вызывает у некоторых удивление. В конце концов, Денис-первопроходец и вдохновляющий режиссер, который снял около 30 фильмов (включая ее документальные фильмы и короткометражки). Если бы она захотела быть пресс-секретарем, люди слушали бы ее очень серьезно. В своей работе она интенсивно исследовала такие темы, как постколониальное чувство вины, отношения между полами, природа семейной жизни и противоречия мужского желания. Многие из ее фильмов обеспечили сильные роли для женщин (например, Изабель Юппер в роли производителя кофе в драме "Белый материал" о гражданской войне в Африке или Жюльетт Бинош в роли ученого на космической миссии в Светской жизни). Она почти всегда работает с одной и той же женщиной-кинематографистом, Аньес Годар.
Когда я спрашиваю о ее долгом сотрудничестве с Годаром, которое тянется вплоть до ее дебютного фильма "Шоколад" (1988), и почему кинематографист не работал над "светской жизнью", Денис дает неожиданный ответ. За один год она сняла два фильма: "Впусти солнечный свет" и "светская жизнь". Не успела она закончить первую, Как уже принялась за вторую. “Со мной не так уж весело работать, и я думаю, что Аньес хотела немного отдохнуть.”
Неинтересно с ним работать? Может быть, это потому, что она безжалостная перфекционистка, которая доводит своих сотрудников до крайности?
“Я не перфекционист” - отмахивается Денис от этой мысли. “Я кинорежиссер. Я просто заноза в заднице.”
Как, продолжает она, можно снять фильм, не будучи занозой в заднице? Вы “ждете, готовитесь, проводите кастинг", а затем, наконец, получаете добро. “Ты пытаешься найти фильм, а это ужасно трудно, - говорит она. "Это должно быть сделано во время написания и подготовки. Но, внезапно, на съемочной площадке остается очень мало времени.”
Спросите Денис, находит ли она кинопроизводство приятным или напряженным, и она обижается на этот вопрос. “Это не стресс, - протестует она. “Это также большая радость работать с таким небольшим количеством времени и стараться делать все возможное. Это скорее ликование, чем стресс. Стресс-это ... вульгарно! Я испытываю стресс, когда мне страшно в метро или когда я бегу и опаздываю. Но стресс на съемочной площадке невозможен. Там есть экипаж. Есть актеры и актрисы. Вы должны быть командиром корабля. Ты не можешь испытывать стресс.”
Спросите Денис, находит ли она кинопроизводство приятным или напряженным, и она обижается на этот вопрос. “Это не стресс, - протестует она. “Это также большая радость работать с таким небольшим количеством времени и стараться делать все возможное. Это скорее ликование, чем стресс. Стресс-это ... вульгарно! Я испытываю стресс, когда мне страшно в метро или когда я бегу и опаздываю. Но стресс на съемочной площадке невозможен. Там есть экипаж. Есть актеры и актрисы. Вы должны быть командиром корабля. Ты не можешь испытывать стресс.”
Режиссерская техника с ее актерами всегда одна и та же – и она всегда (в буквальном смысле) практическая. “Для меня невозможно работать с тем, кого я не люблю. Любая актриса или актер становится моим. Помню, когда я начала работать с Робертом (Паттинсоном, в "Светской жизни"), я сказала ему: "Послушай, я не собираюсь работать точно так, как ты привык. Я, я буду прикасаться к тебе.Затем она "касалась его волос, кожи" и старалась подойти к нему как можно ближе.
Этот экстремальный уровень близости между режиссером и звездой может легко показаться угнетающим в другом контексте (например, если это был режиссер-мужчина), но также ясно, что актерам нравится работать с Денисом и чувствовать себя ценными и раскрепощенными на ее съемочных площадках.
“В том, как работает Клэр, есть контролируемая эксцентричность и дикость, где вы никогда не знаете, что происходит”, - сказал Паттинсон IndieWire о своем опыте в Светской жизни. “Ты просто приходишь и лечишь каждый день сам по себе. Это было очень весело."Актер рассказал журналу Little White Lies о “очень чувственном способе" съемок Дениса. “Когда она смотрит в камеру, у нее возникает такое чувство, что она хочет прикоснуться, но боится, и поэтому она использует камеру как свою руку.”
- Актеры-это скот! К ним следует относиться именно так", - заметил Альфред Хичкок. Это не та философия, которую одобряет Денис, но она также стремится встать на защиту английского режиссера. - Все, что есть у Хичкока, - это современность. Я понимаю, что он говорит об актерах, но я понимаю двойной смысл этого", - говорит Денис, когда я упоминаю цитату английского режиссера. Она не объясняет этот двойной смысл, но намекает, что Хичкок гораздо больше любил своих актеров, чем показывал.
Значит, ей нравится его работа? - "Нравится" - слишком слабое слово для Хичкока.”
Дени также высоко ценит режиссера "новой волны" (и бывшего редактора уважаемого киножурнала Cahiers du Cinema) Жака Риветта. Она работала его ассистентом, и ее документальный фильм 1990 года о нем, Жаке Риветте, le veilleur – the night watchman – который она сделала с критиком Сержем Дэйни, показывается на фестивале. - Жак был похож на фокусника на съемочной площадке, - говорит она. “Его фильмы такие свободные. Риветт никогда не бывает в прошлом. Он всегда находится в настоящем времени.- Она называет его "le patron" и ставит на более высокую ступеньку, чем большинство его современников. Когда она была молодой студенткой, ее гораздо больше тянуло к Риветту и Годару ("они были как удар в моей голове!"), чем к Шабролю, Трюффо и Ремеру, которые “на самом деле не были моей семьей”.
На протяжении многих лет Денис встречался с Аньес Варда на различных фестивалях. “Она [Варда] всегда очень интересовалась другими женщинами-кинематографистами. Она была вовлечена в феминистский аспект кинопроизводства. Вот так я ее и узнаю. Я чувствовала себя немного отстраненно от нее. Конечно, я уважаю ее, но она не так вдохновляла меня."Она чувствовала себя гораздо ближе к Шанталь Акерман, бельгийскому режиссеру Жанны Дильман, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles (1975), известной своим урезанным, натуралистическим рассказом о жизни матери-одиночки и секс-работницы.
Прежде чем начать свою собственную режиссерскую карьеру, Денис был помощником Вима Вендерса, Джима Джармуша и Коста-Гавраса, а также Риветта. “Я никогда не училась у них. Я сразу же почувствовала, что должна быть на вершине, (чтобы отдать) им все лучшее от меня”, - она отклоняет мой вопрос. “Это не школа, а школа для детей. Ты же часть фильма. Вы-часть того момента, когда кто-то что-то создает. Ты здесь не для того, чтобы учиться. Ты здесь для того, чтобы сделать это.”
Однако был один урок от Вендерса, для которого она работала над Парижем, Техас (1984) и Крыльями желания (1987), который всегда оставался в ее памяти. - Может быть, как и многие французы, я на что-то жаловался. И он сказал мне: "пожалуйста, не жалуйся". Что бы мы ни пережили-недостаток денег, недостаток того, недостаток этого, недостаток времени, - он должен был пройти через фильм и обратить каждый недостаток в свою пользу.”
То же самое сделал и Денис. “Я обнаружил, что это на самом деле очень умный способ снимать фильмы. Если вы постоянно ощущаете тяжесть недостатков, то вам тяжело работать.” По ее собственному признанию, она может быть “занозой в заднице”, когда делает свои фильмы, но она не ворчит. Это прекрасный баланс, который ей всегда удавалось поддерживать в блестящей режиссерской карьере, которая теперь растянулась более чем на три десятилетия.
Фильмы Клэр Дени, включая Beau Travail, White Material и Jacques Rivette, le veilleur можно будет бесплатно смотреть на веб-сайте Visions du Réel с
17 апреля, а мастер-класс Клэр Дени будет транслироваться в прямом эфире для мировой аудитории. Подробности можно узнать
здесь.
пысы судя по тому как автор пишет ,что разговаривал с Клэр во время карантина,интервью свежее)
Да и конечно Клэр это то что то. )) В принципе не могла она не понравится Паттинсону ,имхо.Хотя бы даже своей нетаковостью(в разгар феминизма ,будучи женщиной режем и не быть на одной волне с ними - это очень смело,не говоря уж о вручении награды Полански ),и это помимо общих киноинтересов:
Когда она была молодой студенткой, ее гораздо больше тянуло к Риветту и Годару
сказала она что думает, и мир не перевернулся. И те кто считает её интересным режем, как миленькие будут смотреть её фильмы и мастерклассы- заслужила своим творчеством
Сообщение отредактировал Арина76: 12 апреля 2020 - 11:17