Завершая бутербродом с сыром, ветчиной и салатом, поглощенным голодом того, кто провел целый день, отвечая на вопросы об умной (и беспокойной) жизни в звездах, Клэр Денис получает C7nema за разговор с легким стеснением, полнотой пальцев за деликатес, который удовлетворяет его аппетит, и с любопытством, чтобы понять взгляд португальцев на светской жизни .
« Я фанат научной фантастики, меня спросили, нравится ли мне« Звездные войны », и да, я видел и мне это нравится, хотя я не считаю франшизу научной фантастикой, а параллельной вселенной приключений». " сказал известный французский директор на встрече в Париже в Rendez-Vous Avec Le Cinéma Français, мероприятии, проводимом Unifrance 17 и 21.
Ее карьера долгая. И полон прекрасных партнерств.
Помощник директора таких мастеров, как Вим Вендерс (вПариже, Техас ), Коста-Гаврас (в Ханна К. ) и Джим Джасмуш (Losers By Law ), в начале своей карьеры, парижский режиссер сегодня пользуется престижем, чтобы соответствовать этому Достигнутая режиссерами, с которыми она работала: такими библейскими библиями, как журнал Cahiers du Cinéma , директор35 Shots de rum (2008) и Nénette et Boni (Золотой леопард на фестивале в Локарно в 1996 году) заслуживает уважения не только за ее вклад в текущие дискуссии о расширении прав и возможностей женщин - в ее либертарианском способе представления женщин на экране - но и за социальные и расовые дебаты, которые она открыла в Культ как Женщина в Африке(2009). Но даже ее самые горячие поклонники были шокированы, когда она решила сосредоточить свое внимание на космосе и попробовать научную фантастику в High Life,психоаналитическое испытание в форме тура по звездам, которое дало ей премию критиков Международной федерации кинематографической прессы (Fipresci) на фестивале в Сан-Себастьяне в сентябре. Художественный фильм, который до сих пор не опубликован в Бразилии и Португалии, считался лучшим деликатесом 21-го свидания Unifrance.
В самой смелой работе своей карьеры Клэр следует путешествию космонавта (Роберт Паттинсон, романтический вампир Сумеречной саги ) и ее маленькой дочери на корабле, где пассажиры погибли при загадочных обстоятельствах, но это может быть связано с опытом оплодотворение врача (Жюльет Бинош). Это научная фантастика, в которой секс и сексуальные неврозы важнее технологий, как объяснил режиссер в этом разговоре.
Несмотря на культовые фильмы 2001 года - «Космическая одиссея» , « Солярис» и « Бегущий по лезвию лезвия» , научную фантастику редко снимают режиссеры с таким авторским профилем, как ваш, известный социальной драмой, для расовых дебатов.Что привело вас в научную фантастику сейчас?
Есть ли что-нибудь более захватывающее, чем измерение, такое как пространство, о котором мы еще едва знаем и которого мы не можем достичь, когда хотим? Я читаю фантастику с детства.Исаак Азимов пошел со мной в школу: я, роботи другие его книги очаровали меня. Галилей это научно-фантастический.Вопрос не в звездном пространстве, а в состоянии человека. Мне любопытно узнать, как люди ведут себя в обстановке абсолютного молчания, одиночества. Но я пытался уйти от чего-то в научной фантастике, особенно от американской, что пугает меня.
Что еще беспокоит вас в изучении жанра?
Связь научной фантастики с милитаризмом, с будущим, полным солдат, с идеей, что пребывание в космосе означает спряжение глагола «победить». Я не снимаю героев. Персонажи здесь имеют дело с желанием и смертью, то есть с двумя табу. Там нет героизма, нет завоеваний. Есть восприятие нас самих.
Что показывает тишина в вашем фильме?
Иногда это маяк-то, что не скрывает нашей усталости от повторения рутины. Здесь я работаю над историей о людях, которые годами были вместе, в одном месте, каждый день встречались в одной и той же обстановке, в одной и той же миссии, где нет возможности для новых драматургий. У одного человека нет причин поворачиваться к другому и спрашивать: «Что вы делали сегодня?» Сегодня она сделала то же самое, что и в последние несколько месяцев, ничего не изменив. Не случайно персонаж, которого испытал Андре Бенджамин, в один прекрасный момент говорит: «Эти наши тела вместе воняют».Это вонь одинаковости, заключения. У каждого из этих людей может быть несколько разных драматургов. Но это не сказано словами. Камера говорит.
Где тот деликатес, который наполняет тебя?
Я пытаюсь понять слово «семья» как гнездо для драмы, будь то на ферме в Африке или на корабле.
Что представляло для фильма присутствие такой звезды, как Роберт Паттинсон, которая в настоящее время все чаще связана с небольшими постановками?
Красота ... Красота актера, который рискует. Он искал меня. Он хотел быть в этом фильме. Это фильм о заключенных, о безжизненных людях. Изначально роль была не его, а актера постарше. Филипп Сеймур Хоффман (умер в 2014 году) был моей первоначальной идеей, когда начался проект. Он хотел, чтобы кто-то старше воплощал идею полной потери связей. Но Роберт, с его огромным талантом, смог убедить меня, что роль была его.Роль осужденного, который в одиночестве в космосе, среди мертвых, держит в руках ребенка, чтобы заботиться о нем. Какая жизнь там родилась? И какое табу рождается с этим?
В своем предыдущем фильме « Мое прекрасное солнце» (Un beau soleil intérieur), показанном в Каннах в течение двух недель в 2017 году, семиолог Ролан Барт был его гидом, чтобы исследовать признаки любви. Какой философ провел экскурсию по знакам космоса в этой новой работе?
Многие люди говорили о Кубрике, но, хотя я люблю их фильмы и знаю, насколько силен «2001», я пошел по другому пути. Здесь, в Кубрике, нет онтологического измерения. Орелиен Барро, молодой французский астрофизик, был моим спутником.Основываясь на его исследованиях, я изучал идею черной дыры, казалось бы, пустых пространств, которые переносят нас в измерения, в которых понятия скорости и гравитации, которые нас поддерживают, являются другими.
Культовые фильмы, такие как 35 снимков рома (2008) и «Женщина в Африке» (2009), сделали ее имя обязательным условием для обсуждения представления чернокожих в европейском кино. И в High Life есть центральная фигура мудрости, которую вы доверили черному актеру Андре Бенджамину, музыканту группы Outkast. Как изменилось представление чернокожих в то время, когда новые поколения выходцев из Африки движутся в этом направлении?
Это увеличение черных художников замечательно. Но я всегда проходил через эту вселенную, включая расизм, потому что я всегда жил с черными людьми. Это мир, из которого я родом. У меня родовые корни в Бразилии, в Белен-ду-Пара. Меня беспокоит проблема, связанная с различием оттенков кожи ... ненависть, связанная с бедностью и мультикультурализмом. Я всегда включаю актеров и черных персонажей в свои фильмы, потому что они объединяют мою реальность ... это естественно ... это врожденно. Теперь обсуждать ненависть ... это осознанная вещь. А расизм это ненависть.
Его художественным руководителем в High Life был датский художник-пластик Олафур Элиассон, известный своими масштабными работами, такими как гигантский закат в Tate Modern в Лондоне. Что привело его к повествовательному эксперименту, столь же интимному, как и его научная фантастика?
Это был стимул, с особым взглядом на свет и цвет. Он хотел, чтобы я все снимал в его студии в Германии, но я никак не мог создать там корабль. Но он адаптировался к студии, где я снимал, и привнес наполовину желтоватый свет на съемочную площадку, которая через погружение открыла другое восприятие пространства. Этот фильм был опытом на многих уровнях, особенно чувственным, потому что это история моральных, моральных ограничений.
Что дальше?
Запустите High Life и найдите что-то, что меня беспокоит. Я написал этот сценарий на французском языке, а затем у меня были партнеры по совместному производству в Америке, которые перевели все остальное на английский. Это было расследование желания и запрета.