Я вам тут немного аналитического на ночь принесу: решил сделать мини-статью по четырём адаптациям Ребекки. Может, интересно будет.
Оригинал: https://vk.com/wall-128092416_619
На днях посмотрел трёхчасовые (двухсерийные) адаптации "Ребекки" — британскую 1997 года и итальянскую 2008-го. Пока не буду делать сравнительный анализ всех экранизаций (хотя уже несколько месяцев пытаюсь написать статью о версиях Хича и Уитли), но вот что интересно: в каждой интерпретации по-разному представлены взаимоотношения миссис Дэнверс и Ребекки. Интересно — потому что их отношения в романе тоже нельзя трактовать однозначно. Ясно только одно: Дэнверс была болезненно одержима Ребеккой.
В экранизации Хичкока, где миссис Дэнверс сыграла Джудит Андерсон, эта одержимость приобретает дьявольское начало: ко всему, что не касается Ребекки, она безразлична; она бесстрастна, когда новая миссис де Винтер приезжает в особняк; она не считает Максима своим хозяином, как вообще не считает равным и даже сколь-нибудь приближенным к Ребекке — для неё существует только Ребекка, её голос в шуме волн, её дыхание в шёпоте ветра. Миссис Дэнверс в этой экранизации словно сосуд для памяти своей госпожи: верная, раболепная, нашедшая собственную правду на той стороне морали. Она преданна Ребекке, как могла бы быть преданна жертва, добровольно ступившая на алтарь.
Миссис Дэнверс в исполнении Дайаны Ригг (мини-сериал, Британия, 1997) заключает в себе одержимость любовную, страстную, огненную, опасную — ту, которую не принимают в обществе и никогда не примут, ибо не поймут. Её одержимость Ребеккой — это желание обладать, быть нужной, быть желанной, но не как помощнице, наставнице или гувернантке — это отчаянная нужда быть любимой _женщиной_, отдавать всю себя и получать столько же взамен. Это одержимость быть неделимой со своей возлюбленной. Для неё Ребекка — не просто "миссис де Винтер", она "моя Ребекка"; её фраза "Ребекка любила только меня" звучит отчаянно и горько, и в последней сцене попытка самосожжения — это способ воссоединиться с любимой, принести себя в жертву во имя этой несчастной любви.
Для миссис Дэнверс из итальянского телесериала 2008 года, которую воплотила Марианджела Мелато, Ребекка — это божественное снисхождение. Портрет Ребекки — это её киот, рядом с которым она возносит свои молитвы: недаром ни один художник не мог запечатлеть истинной красоты Ребекки, ибо эта божественная красота не была им доступна — она их ослепляла; и ни ум, ни сила, ни характер Ребекки не подвластны простым смертным — только миссис Дэнверс, её верная раба, могла понять, узреть и воплотить в жизнь желания хозяйки. И так же преданно она устраняла неугодных. А когда миссис де Винтер покинула её, она преданно и безоглядно ждала возвращения — как ждут возвращения Мессии. Для миссис Дэнверс Ребекка — бог, а она сама — верный крестоносец.
И, наконец, миссис Дэнверс из экранизации 2020 года, которую сыграла Кристин Скотт Томас, — это безутешная мать, одержимая болью потери. Вся её жизнь — это Ребекка, Ребекка, Ребекка, с малых лет и до замужества, и после замужества, и все мужчины Ребекки — лишь праздный интерес, вся её сила — повод для гордости, все её возможные слабости — это желание оказаться рядом и подставить плечо, быть мудрой матерью и доброй, всепонимающей подругой. Для неё Ребекка — это дитя, за которым миссис Дэнверс наблюдала, которого растила, которого холила и лелеяла. И как любая мать, она закрывала глаза на выходки своей подопечной, которые, думается, и выходками-то не считала. Что бы Ребекка ни совершала — Дэнверс была бы на её стороне, ибо, как мать, она не может пойти против собственного ребёнка. И выступление на суде, поджёг и самопожертвование — это отчаяние убитой горем матери, которая понимает, что её дочь предали, и что она сама не смогла её уберечь.